Реформа МВД. Вторая попытка: с хвоста

В который раз Александр Лукашенко публично заявляет о необходимости реформировать МВД, а милицейский воз и ныне там…

 

В который раз Александр Лукашенко публично заявляет о необходимости реформировать МВД, а милицейский воз и ныне там…

Реформа МВД. Вторая попытка: с хвостаПочти три года назад, 29 июня 2009 года, на совещании с оперативно-начальствующим составом органов внутренних президент с сожалением констатировал, что белорусская милиция нуждается в глубокой реформе. Задача была поставлена, но тогдашнее руководство МВД во главе с Анатолием Кулешовым с ней не справилось. Более того, похоже, эту важную работу Анатолий Нилович лично завалил.

По сведениям интернет-газеты Naviny.by, отставка Кулешова была вызвана, прежде всего, именно этим обстоятельством. Генерал-лейтенант не сумел предложить президенту достойный вариант реформирования ведомства. Хотя так называемая Концепция совершенствования системы органов внутренних дел была подготовлена ровно год назад, но свет она не увидела.

К месту напомнить, что на совещании трехлетней давности Лукашенко отмечал, что реформа должна проводиться без кадровых чисток и кардинальной ломки системы. Что касается кадровых чисток, то они как-то сами собой произошли в рядах руководящего состава. В МВД новые министр и его главные замы. Чистки такого рода, очевидно, продолжатся. А вот что касается непосредственно реформы без ломки, то на этом Лукашенко продолжает настаивать.

«Я не просто так сказал, что нам надо реформировать МВД, но реформировать не ломая, как это обычно бывало, может быть, и у нас, и у наших соседей», — сказал он. Чем и озадачил обновляющийся его указами руководящий состав. Ибо ко всем, скажем так, пожеланиям главы государства в деле совершенствования органов внутренних дел, милицейский генералитет не может позволить себе отнестись, как к рекомендациям. Это приказ, а приказы не обсуждают — их исполняют. Вопрос — как и какой ценой?

Лукашенко пояснил: «Мы должны в ходе этой реформы, во-первых, освободить МВД от несвойственных функций. Во-вторых, надо и с численностью посмотреть. Я имею в виду, что, сократив численность, мы обязательно должны эти средства оставить в распоряжении министра для того, чтобы меньше было разговоров, что денег не хватает, что денежное довольствие не то. Пусть это увеличит денежное довольствие для органов внутренних дел».

Александр Лукашенко забыл сказать самое главное. А, собственно, что такого случилось, что МВД надо реформировать?

Три года назад — на том памятном совещании — вроде все ясно было. Лукашенко тогда слов не жалел, поливая МВД. Говорил и о «неприемлемости подстрекательств к преступным действиям, провокаций и фальсификаций в борьбе с коррупцией». Упоминал про «многочисленные системные нарушения действующего законодательства, вопиющие провалы в организации агентурно-оперативной работы, в том числе фальсификация доказательств, искажение отчетности, выполнение личных поручений руководства, лоббирование интересов отдельных коммерческих структур и лиц». Отдельной строкой упрекнул органы в нарушении конституционных прав и свобод граждан, которое «в ряде случаев было сопряжено с незаконным возбуждением уголовных дел и заключением под стражу».

Неужели ситуация не изменилась, и в МВД все по-прежнему из рук вон плохо?

Вот в этом-то и главный вопрос, на который обязаны искать ответ первые лица ведомства, готовя предложения президенту по реформированию себя самих. Они должны прекрасно понимать, что слова президента о том, что «коренной ломки МВД не будет» — это только слова. Сокращение, избавление ведомства от так называемых «несвойственных функций» — это и есть ломка.

Даже локальные — 10% — сокращения личного состава при бывшем министре внутренних дел Владимире Наумове этот личный состав вгоняли в панику и оптимизма в службе не прибавляли. Как правило, ответом на все милицейские усушки-утряски и пертурбации были массовые подачи рапортов на увольнение. Сколько профессионалов наша милиция потеряла, никто не считал.

Из сказанного Лукашенко более-менее понятны два тезиса: 1) милицию в полицию преобразовывать не будут; 2) содержать такую армию правопорядка государство больше не может. Лукашенко почему-то решил, что реформу МВД «начинать надо снизу, с участкового». Вот как раз участковым оперуполномоченным давно уже терять нечего. Сами они всегда о себе говорили: «Нас дальше фронта не пошлют». Да и когда это было, чтобы рыба с хвоста?..