Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Наши люди на выборах президента США. Политтехнолог Виталий Шкляров
    «Даже самый лучший кандидат не займет пост президента без демократических выборов».
  2. Вождей много, «индейцев» мало. Вечная проблема белорусской оппозиции
    Сейчас, когда власть обанкротилась, оппозиции самое время ковать железо, но она ударяется в разборки…


Политика

Площадь-2010. Урок не впрок

 

Ровно два года назад в Беларуси состоялись выборы президента, завершившиеся жестким разгоном оппозиционного митинга и арестом активистов демсил, в том числе тех, кто претендовал на пост главы государства, пишет БелаПАН.

События 19 декабря 2010 года не только привлекли внимание международного сообщества, но и повлияли расстановку политических сил внутри страны.

Напомним, кандидатами в президенты Беларуси были зарегистрированы 10 человек. Участие в выборах приняли 90,65% избирателей. По данным Центризбиркома, Александр Лукашенко получил 79,65% голосов, в то время как остальные кандидаты не набрали даже трех процентов: Григорий Костусев — 1,97% голосов; Алексей Михалевич — 1,02%; Владимир Некляев — 1,78%; Ярослав Романчук — 1,98%; Виталий Рымашевский — 1,09; Андрей Санников — 2,43%; Николай Статкевич — 1,05%; Виктор Терещенко — 1,19%; Дмитрий Усс — 0,39%.

Вечером 19 декабря в центр Минска, откликнувшись на призыв кандидатов в президенты от оппозиции, вышли тысячи избирателей, не согласных с официальными итогами выборов. Милиция позволила демонстрантам беспрепятственно дойти от Октябрьской площади до площади Независимости и начать проведение митинга. Однако спустя примерно час группа неизвестных стала бить стекла в дверях Дома правительства, что послужило сигналом для разгона. Многие участники акции были жестоко избиты. Позже Александр Лукашенко не раз заявлял, что лично руководил в тот вечер действиями силовиков.

В Минске вечером 19 декабря было задержано около 700 человек, в числе которых оказались практически все кандидаты в президенты (за исключением Виктора Терещенко) и случайные прохожие. Большинство задержанных были наказаны административными арестами на срок до 15 суток.

По уголовному делу о массовых беспорядках в Минске в качестве обвиняемых проходили более 40 человек. Обвинение было предъявлено шести кандидатам в президенты. Пятеро из них — Некляев, Статкевич, Санников, Усс, Рымашевский — прошли через суды, были признаны виновными в организации и участии в массовых беспорядках и приговорены к различным срокам лишения либо ограничения свободы.

Шестому задержанному участнику президентской гонки, Алесю Михалевичу, в марте 2011 года удалось бежать за рубеж вскоре после того, как его выпустили из следственного изолятора КГБ под подписку о невыезде. Михалевич получил политическое убежище в Чехии.

Самые жесткие приговоры получили Статкевич (шесть лет лишения свободы), Усс (пять с половиной лет лишения свободы) и Санников (пять лет).

На основании указа Лукашенко оп помиловании Усс был освобожден из тюрьмы 1 октября 2011 года, Санников — 14 апреля 2012-го. В отличие от Санникова Усс прошения о помиловании на имя президента не подавал. Осенью Санников получил политическое убежище в Великобритании.

В настоящее время за решеткой остается лишь один экс-кандидат в президенты, Николай Статкевич.

Международное сообщество не признало результаты президентских выборов 2010 года, осудило жесткие действия властей и продолжает требовать безусловного освобождения всех политзаключенных. Выполнение этого требования является главным условиям отмены санкций ЕС в отношении официального Минска.

Оценивая события двухлетней давности, экс-кандидат в президенты, лидер гражданской кампании «Говори правду!» Владимир Некляев заявил, что 19 декабря 2010 года «никто не победил».

«К еще большему сожалению, ни власть, ни оппозиция не извлекли из этого уроки», — сказал Некляев в интервью БелаПАН. По словам политика, представители демсил высказывали намерения проанализировать ошибки оппозиции во время президентской кампании, но дальше слов дело не пошло. «Искушение разобраться, кто более демократичен, решителен в противостоянии с режимом, превалировало над желанием извлечь уроки из президентской кампании. Весь этот год, по сути, вновь ушел на разборки, кто прав, кто виноват», — сказал Некляев.

Он не снимает вины ни с кампании «Говори правду!», ни с себя лично за то, что произошло в 2010 году. «Мы неправильно просчитали и проанализировали действия режима. Мы исходили из того, что усилия, затраченные им для налаживания контактов с Евросоюзом, не могут быть перечеркнуты эмоциями, раздражениями. Мы неправильно построили свои действия, неправильно выбрали путь к успеху и, надо называть вещи своими именами, потерпели поражение», — заявил экс-кандидат.

С точки зрения сегодняшней ситуации в оппозиции «никаких утешительных перспектив не просматривается», отметил Некляев. «На оппозиционных лидеров и активистов оказывается очень большое давление, в том числе психологическое. Этот пресс и давление не дают им возможности сесть за стол переговоров и выработать единую стратегию, которая, с моей точки зрения, невозможна без единого кандидата. Но я полагаю, что в следующем году наступит переломный момент, и оппозиция станет смотреть больше вперед, чем назад», — считает политик.

Григорий Костусев события 19 декабря 2010 года сегодня оценивает «несколько иначе». «Тогда главная ошибка виделась в том, что оппозиции не удалось договориться о едином кандидате, что не было единого плана на Площадь. Однако со временем также стало очевидно, что те события значительно всколыхнули белорусское общество, которые поняло: в нашей стране в политическом плане не все так хорошо, мы живем не так уж и правильно», — сказал заместитель председателя Партии БНФ.

По его словам, после Площади избиратели «перестали задавать при встречах вопрос: кто, если не Лукашенко, кто кроме него?» «Они увидели, что в Беларуси есть политики, способные взять на себя ответственность за страну и президентство», — считает экс-кандидат.

По мнению Костусева, репрессии властей и эмиграция многих активистов оппозиции ослабили демсилы. «Но, с другой стороны, за два года оппозиция стала более мудрой, чего ей не хватало раньше. Исчезла эйфория шапкозакидательства, которая наблюдалась у многих лидеров и активистов — это положительный фактор. Многие организации пришли в себя и стали работать в режиме, когда действия совпадают с планами», — отметил политик.

А вот власти, по его мнению, за прошедшие два года не изменились. «Думаю, повторись сегодня события 19 декабря, власти сделали бы и сегодня то же самое. К сожалению, они не способны ничему учиться ни в политическом, ни в экономическом плане», — полагает Костусев.

Еще один кандидат в президенты, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук, оценил прошедшие два года с экономической точки зрения.

Он, в частности, напомнил, что в 2010 году Лукашенко сумел выторговать у России очень хорошие условия. «На жесткость властей в день выборов косвенно повлияло то, что он получил беспрецедентный по размерам нефтяной и газовый грант от России, возможность реализовывать схему с растворителями и разбавителями. С этой точки зрения политическая жесткость была логикой властей оправдана», — считает экономист.

Кроме того, отметил Романчук, еще до выборов Лукашенко получил кредит от МВФ, а значит, «никакие заискивания с Западом для получения дивидендов ему были не нужны».

«К тому же, он понимал, что Евросоюз не будет вводить никаких значимых санкций. И действительно, в 2011—2012 годах наблюдается стойкий и однозначный рост доли ЕС в белорусском экспорте. Никаких экономических санкций в отношении Беларуси нет. Есть определенные неудобства для юридических лиц (черный список невъездных в ЕС белорусских чиновников), но они не влияют на потоки товаров и денег — наиболее значимые и чувствительные для Минска позиции», — констатировал Романчук.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • ranen: "Не согласен" Ну и ладно... идите к Римашевскому ... или как там его... уж он то точно все ваши проблеммы разрешит. А я пойду и за конец света сотку махону.
  • Не согласен. Эффективность государства зависит от верно выбранных решений. Напрямую корреляции с партиями нет. Партии это только инструмент для повышения эффективности. Этим инструментом можно пользоваться, а можно не пользоваться. Беларуси этот инструмент не нужен, в вопросах выпрашивания денег у России этот инструмент мало пригоден. Тут главную роль играет президент. Беларусь как государство деградировала до одной функции - выпрашивание денег.
  • ranen: "Эффективность партий зависит от развитости государства. Ну а наше государство деградировало и об эффективности партий речи не может быть." Только без обид, хорошо? На самом деле это эффективность государства зависит от эффективности партий. А посему мы и имеем ситуацию, в которой имеют нас. Короче, не ходите по партиям, а думайте сами. Может от этого больше толку будет.
  • Эффективность партий зависит от развитости государства. Ну а наше государство деградировало и об эффективности партий речи не может быть.
  • ranen: "А как она могла их отстоять?" А я откуда знаю как, если вы мне говорите ЧТО именно они должны были отстоять...
  • А как она могла их отстоять?