Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Беларусь: для независимости нужна воля
    Если по уму, то это власть сегодня должна выводить народ на акции в поддержку независимости, а не ставить подножки остаткам оппозиции…
  2. Лукашенко хочет сделать Беларусь страной чутких бюрократов
    Попытками дебюрократизации президент пытается как-то компенсировать уничтожение гражданской, политической активности…


Политика

Лукашенко гипнотизирует русского медведя


Белорусский президент сделал заявление, за которое тут же в очередной раз получил от своих ярых противников ярлык марионетки.

«…Запомните: что бы я ни делал сейчас, разговаривая с Украиной, Западом, Востоком и так далее, я ни одного шага не делаю без согласования с руководством Российской Федерации, если вопрос касается России», — сказал Александр Лукашенко 4 апреля в Минске на встрече с губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым.


Фото пресс-службы президента Беларуси

Да, прекрасный повод поязвить насчет сервильности «несгибаемого». Но к ярлыкам Лукашенко привычен. Не особо переживая, что его уличат в непоследовательности (в принципе, почти каждая его речь — это цепь формальных алогизмов), сегодня руководитель Беларуси всеми средствами пытается раскачать свое маневрирование в украинском вопросе до максимальной амплитуды.

Поэтому в каждом конкретном случае он, вдохновенный популист и опытный манипулятор, говорит то, что ласкает слух конкретной аудитории. Украинцам (как это было в интервью «Шустер live»): мы с вами, братья! Русским: мы с вами, братья!


Game over? Как сказать

После того как Беларусь в ООН проголосовала против резолюции о территориальной целостности Украины, казалось, всё, game over. Но Лукашенко тут же встречается в своей резиденции на Полесье с и.о. президента Украины Александром Турчиновым.

И мало того что по итогам встречи из уст обоих звучат заявления в духе «мир, дружба, жвачка!», так постфактум еще и обрисовывается перспектива, что Беларусь может стать этаким сборочным цехом для украинского военпрома, который в ситуации, когда Москва с Киевом на ножах, рискует потерять традиционные производственные связи с Россией.

Последней тоже не с руки рвать эти связи, в чем признался, прилетев в Минск, российский вице-премьер Дмитрий Рогозин. Лукашенко быстро сориентировался, что Беларуси светит снять сливки, став связующим звеном между двумя оборонно-промышленными комплексами, и тут же поставил амбициозные задачи создать свои (ну, положа руку на сердце, условно свои) самолет, вертолет и бронетехнику.

Некоторые экономисты считают: кишка тонка! Да, размах наполеоновский, но все же кое-какая производственная база, а тем более руки и мозги у белорусов есть. Нужны инвестиции, технологии, мощная кооперация. Клинч Москвы с Киевом, как ни парадоксально, дал Минску шанс раскрутить военный бизнес — частично в роли посредника.

Эту версию, высказанную накануне экспертами Naviny.by, косвенно подтвердил сам белорусский руководитель на встрече с губернатором Артамоновым. Сначала он упомянул о «домыслах и инсинуациях»: «Якобы Лукашенко пытается использовать проблемы, которые возникли у России, в свою пользу». А потом, как это часто бывает, «инсинуации» лишь подкрепил: «Знаете, идиотом был бы тот, кто не использует какие-то возможности».


Немного бальзама на душу русских патриотов

Внимательный наблюдатель легко обнаруживает, что на самом деле Лукашенко в украинском вопросе по ряду пунктов аккуратно оппонирует Москве. Так, он несколько раз высказался против федерализации Украины: нельзя, мол, дать ее раздербанить!

Между тем Москва продавливает именно федерализацию, и, как полагают критики, именно с целью раздербанить, прибрать к рукам по частям.

Также Лукашенко дал понять, что не в восторге от наплевательского отношения Кремля к Будапештскому меморандуму, которым Россия, США и Великобритания в 1994 году гарантировали суверенитет и территориальную целостность Украины (точно такие же гарантии были даны тогда и Беларуси).

Ну а действия еще красноречивее, чем слова. На фоне стенаний кремлевской пропаганды, что у власти в Киеве-де фашисты, белорусский официальный лидер принял Турчинова — лицо новой киевской власти.

Пожалуй, именно для того, чтобы у массы рядовых россиян, одержимых патриотическим порывом, не сложилось впечатление, что Лукашенко «якшается с бандеровцами», тот и поспешил, используя встречу с губернатором Артамоновым, засвидетельствовать свою союзническую преданность.


На геополитический финт нет пороха

На встрече с Артамоновым Лукашенко, рассуждая на украинскую тему, вновь бросил камень в огород Запада, который «сегодня ни на что не способен». Ранее в подобном контексте уже звучало: «Запад — это такая профанация, ни на что не способные люди. Сколько было пыли: да мы тут… Я, честно говоря, бояться уже начал, хоть бы до войны не дошло. Ну и что? Двадцать человек не пустят в Европу».

Кто-то скажет: обычная антизападная риторика. Но вдумайтесь: по сути, «последний диктатор» бичует демократический мир за... слабую реакцию на захват Россией Крыма. А украинцев в интервью Савику Шустеру стыдил за то, что не дали отпора агрессору.

Эти моменты подтолкнули аналитиков Belarus Security Blog к выводу, что «вторжение России в Украину воспринято официальным Минском в качестве прямой угрозы для Беларуси». Руководитель проекта Андрей Поротников убежден: де-факто Лукашенко не видит в России союзника.

Другое дело, что привязка к Москве — и военно-политическая, и особенно экономическая — возросла неимоверно со времени российско-грузинской войны 2008 года, когда Минск смог позволить себе геополитический финт в расчете на западную поддержку. К тому же западники, с точки зрения Лукашенко, ныне показали себя на фоне Крыма слабаками, с ними связываться рискованно.

По сути, белорусский президент признает, что выбор у него сегодня нулевой. «Когда американцы, к примеру, разбомбили Ирак и после этой бомбежки все понимали, что это неправильно, несправедливо, но они однозначно стали на сторону союзников. А почему мы должны занимать иную позицию, если у нас союзник Россия, и такой единственный союзник, вот и вся логика», — вполне искренне объяснялся Лукашенко на той же встрече с Артамоновым.

Обратите внимание: он, по сути, квалифицирует действия России в Крыму как несправедливые, но оправдывается тем, что «по понятиям» надо держаться за своего и за сильного.

При этом, как полагают аналитики Belarus Security Blog, «белорусские власти рассчитывают на то, что Украина станет второй Польшей, то есть враждебным государством — конкурентом для России. Таким образом, белорусские власти рассчитывают избежать излишнего интеграционного «внимания» к себе со стороны Кремля, занятого противостоянием с Украиной».


«Джордж Буш» на Свислочь не приплывет

На протяжении украинского кризиса у Лукашенко могла происходить некая эволюция позиции, отметил в комментарии для Naviny.by политический аналитик Юрий Дракохруст.

Возможно, рассуждает он, белорусскому официальному лидеру и приходила в голову мысль, что надо как-то отстраиваться от Москвы, но его смутила не очень жесткая реакция Запада в плане защиты даже Украины, которая рвется в ЕС.

Так что Лукашенко, пожалуй, «просчитывает двухходовку: я что-то сделаю, меня ущемят, и что — в Свислочь приплывет авианосец «Джордж Буш»? Так он и в Черное море не приплыл».

По мнению аналитика BISS Дениса Мельянцова, в этой ситуации важно приложить максимум усилий для ухода Беларуси от изоляции.

Да, подчеркивает эксперт, освобождение политзаключенных было бы идеальным импульсом, и пусть западники всячески работают над этим вопросом дипломатическими методами. Но параллельно как белорусским властям, так и оппозиции уже сегодня стоит «публично продвигать максимум проектов практического сотрудничества с Европой, тем более что повестка дня есть — от визовой фасилитации до модернизации, охраны границы».


Гарантии независимости будут дряхлеть вместе с гарантом

Власть вроде бы и не против прагматичного диалога с Европой, но на своих условиях. Так что подвижки возможны, однако чудес сближения с Евросоюзом не стоит ожидать. Для интеграции Беларуси в европейский контекст требуются реформы. А они объективно против шерсти нынешнему персоналистскому режиму, поскольку грозят подорвать абсолютную власть одного человека над законсервированной страной.

Так что принципиального упрека руководитель Беларуси заслуживает не за то, что пытается маневрировать, почувствовав обострение имперской угрозы (а как себя вести перед грубой силой, которой закон не писан?). Ужасно другое: за 20 лет правления создана ситуация жесткой привязки к Москве, а внутри страны ради удержания личной власти подавляется гражданское общество, без которого не выкуешь настоящий патриотизм и национальное самосознание.

Пока же в Беларуси все остается так, как есть, гарантии ее независимости будут неотвратимо дряхлеть вместе с нынешним гарантом и созданной им полуфеодальной политической системой.


Оценить материал:
Средний балл - 4.41 (всего оценок: 68)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • я - сторонник любви, а не инферно... я соединяю и здравствую, а не разъединяю и властвую... мне англия и бела/русь одинаково важны... let"s make love, not war... у тебя большой?
  • Мы все здесь виртуальная реальность.
  • Сомневаюсь я в этих цифрах. Но то, что Путин не плохо взял, это без сомнения!
  • То есть вы аргументируете свою позицию мыслями русского шпиона? И кто тогда вы?
  • статья написана была ещё до крыма... и с кем я здесь общаюсь...
  • там писал даже не я... а девятов... военный разведчик... даже это трудно было заметить?