Украинский урок: Беларусь беззащитна перед газовым оружием Кремля

На газовой войне между Москвой и Киевом Минск руки не погрееет…

Визит Сергея Лаврова в Минск вряд ли связан с российско-украинской газовой войной, считают эксперты. А в перспективе, говорят они, транзит газа через Беларусь может даже упасть.

Перед прилетом главы российской дипломатии СМИ спекулировали версиями типа: вот уж даст нахлобучку от имени Путина за дерзкие высказывания Лукашенко по Украине!

Зачем гонять министра?

Но для головомойки Владимиру Путину нет смысла гонять министра, отметил в комментарии для Naviny.by эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич: «Достаточно просто снять трубку».

Добавим: Кремль может в принципе сквозь пальцы смотреть на проукраинские пассажи Александра Лукашенко, так как на практике тот все равно идет в фарватере российской политики.

Зачем же тогда прилетал Лавров, встретившийся 16 июня с коллегой Владимиром Макеем и главой Беларуси?

Газовую версию (как раз в понедельник Москва отключила Украине газ и дело запахло очередной газовой войной) Карбалевич тоже отметает: «Это вопрос технический, Беларуси дополнительный транзит выгоден, в случае нужды прилетел бы глава «Газпрома» Миллер или представитель Минэнерго».

Ямал — Европа: логистика не стыкуется

Вообще принято считать, что белорусское руководство неплохо греет руки на конфликте между Москвой и Киевом. Например, рассчитывает занять кое-какие ниши в сфере ВПК, где рушится кооперация между предприятиями России и Украины.

Но вот что касается транзита газа, то, как заявила в комментарии для Naviny.by белорусский эксперт в области энергетики Татьяна Манёнок, «не надо питать иллюзий, что Беларусь здесь сможет заменить Украину».

Собеседница пояснила, что причины прежде всего технические: белорусский транзит через трубу Ямал — Европа ориентирован в основном на север Европы, в то время как через Украину — на юг.

Короче, логистика не стыкуется. Так что прибавка объемов транзита если и возможна, то небольшая. Ну а самое главное — труба ведь принадлежит не Беларуси, а России.

В перспективе же транзит газа через Беларусь может и уменьшиться, отмечает Манёнок. В частности потому, что Литва активно ослабляет зависимость от России в этой сфере, готовится широко использовать сжиженный газ. Тем же путем идет и Польша.

И это пример того, как приносит плоды сильная политика энергобезопасности, диверсификация поставок энергоносителей.

Собеседница напоминает: в 2010 году, когда между Минском и Москвой возникло серьезное напряжение (помните сериал «Крестный батька»?), белорусские власти резко озаботились вопросами газовой альтернативы и вели с Литвой переговоры об участии в строительстве терминала сжиженного газа. В Минск даже приезжал по этому поводу тогдашний литовский премьер Андрюс Кубилюс.

Но потом атмосфера в отношениях с Москвой разрядилась, и в Минске остыли к идее. А зря…

Политический ценник Москвы

По словам Манёнок, цена, которую «Газпром» выставляет ныне Украине, — «нерыночная, политическая». Эксперт отмечает, что Россия по-прежнему использует в международных отношениях «энергетическое оружие».

Возвращаясь же к перспективе российско-украинской газовой войны, Манёнок подчеркивает: на сегодня транзит российского газа в Европу через украинскую территорию не остановлен, речь идет лишь о прекращении поставок для самой Украины.

При этом, полагает эксперт, вовсе не факт, что Украина начнет отбирать транзитный газ (хотя в Москве такие опасения есть). Новые украинские власти сделали запасы, которых при жесткой экономии хватит на пару месяцев (из Киева звучат даже более оптимистичные заявления), а также предусмотрели вариант реверса газа из ЕС и «постараются не действовать незаконными методами».

Во всяком случае, Минэнерго Украины заявило, что гарантирует бесперебойность транзитных поставок (185 миллионов кубометров в сутки), и обещает обеспечить газоснабжение украинских потребителей.

Россия же, в свою очередь, столкнется с проблемой, куда девать газ. Так что сторонам, скорее всего, придется искать компромисс за столом переговоров, прогнозирует собеседница Naviny.by.

Вован потроллил Лукашенко?

Цель же визита Лаврова в Минск остается для экспертов туманной. Ну не Януковича же, ей-богу, прилетал пристраивать!

Сюжет с телефонным разговором якобы сына Януковича якобы с белорусским президентом, взорвавший СМИ в понедельник, быстро стал обретать черты фейка.

За растиражированной многими ресурсами аудиозаписью, на которой голосом, похожим на голос Лукашенко, высказывается готовность принять свергнутого украинского президента, обрисовалась фигура некоего российского пранкера (так называют спецов по телефонным розыгрышам) Вована.

Впрочем, если рассуждать отвлеченно, то Лукашенко вполне мог бы приютить Виктора Януковича, как приютил в 2010 году также сброшенного революцией киргизского коллегу Курманбека Бакиева, считает Карбалевич.

По мнению политолога, такой вариант был бы, как ни парадоксально, выгоден всем — в том числе и Москве, для которой сбежавший Янукович стал обузой, и Киеву, где пока опасаются, что Россия может сделать некий ход этой фигурой.

Репутационных же издержек Лукашенко, как известно, не боится. Он даже бравировал перед журналистами в Киеве на недавней инаугурации Петра Порошенко: «Напомню, что вы общаетесь сейчас с главным диктатором Европы».

Страна в евразийском капкане

К слову, по одной из версий, за прилетом Бакиева в Минск четыре года назад стоит не столько благородство Лукашенко, сколько комбинация, разыгранная Кремлем и Вашингтоном.

Сегодня Путин разыгрывает комбинацию с созданием Евразийского экономического союза. Лавров в Минске, согласно официальным источникам, педалировал именно эти вопросы.

Белорусские власти от создания сырого союза без общего рынка желанных энергоносителей, как известно, не в восторге. Возможно, одной из целей Лаврова было убедить союзника, что нужно больше интеграционного оптимизма.

И снова белорусским властям, по большому счету, некуда деваться.

С одной стороны, евразийская интеграция пока обеспечивает Беларуси газ по ценам, о которых в Киеве и не мечтают. Но, с другой стороны, Беларусь мертво сидит на российской энергетической игле, на диверсификацию нет и намека. Да и попробуй рыпнись — тут же припрут к стенке. В итоге — ловушка.

Зададимся риторическим вопросом: а вечны ли дешевые энергоносители для Беларуси? И где гарантия, что в случае конфликта с Кремлем белорусское руководство не ощутит у виска то же энергетическое оружие?