Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Евразийский валютный союз несет Беларуси «гибридные» угрозы
    Путин форсирует валютный союз, пользуясь трудным положением Назарбаева и Лукашенко…
  2. По Беларуси бродит призрак перестройки
    Способен ли на нее Лукашенко? Позволит ли Москва Беларуси новый курс?


Политика

Минск хочет вернуть европейские преференции за просто так


На конференции Международной организации труда (МОТ) в Женеве была подтверждена неготовность официального Минска поступаться принципами даже ради материальных приобретений.



Как Беларусь попала в черный список

В 2003 году в связи с жалобой независимых профсоюзов Беларуси Административный совет МОТ принял решение изучить ситуацию. По его предложению Европейская комиссия инициировала соответствующее расследование. По его результатам она потребовала, чтобы профсоюзы имели возможность действовать без вмешательства в их дела, как это предусмотрено в подписанных нашей страной правилах МОТ.

В случае отказа комиссия пригрозила Беларуси исключением из Обобщенной системы преференций (ОСП).

Справка. Согласно ОСП, которую Европейское сообщество начало применять в 1971 году и которая пересматривается каждые десять лет, товары из включенных в нее стран либо пользуются скидками на таможенные тарифы, либо вообще освобождаются от них. На сегодняшний день в списке пользующихся ОСП около 180 стран и территорий.

На первых порах против такого решения в отношении Беларуси выступали Латвия, Литва и Польша. Но в конце концов с 21 июня 2007 года льготы были отменены, причем наша страна оказалась в списке пострадавших в этом плане всего лишь второй — после Мьянмы.

По оценкам экспертов, утрата льгот ежегодно обходится Беларуси в сумму от 100 до 300 миллионов долларов.


Попытки восстановления

Отмена преференций, разумеется, не остановила белорусский экспорт в Евросоюз, так как были лишь восстановлены стандартные европейские тарифы на импорт, которые всего на три процента выше, чем в рамках ОСП.

Тем не менее, реакция официального Минска ожидаемо оказалась достаточно болезненной. В заявлении внешнеполитического ведомства говорилось: данное решение «ясно показало, что интересы простых граждан белорусского государства на деле ничего не значат для ЕС. Лицемерие заявлений Евросоюза стало очевидным для всех». Особо было отмечено, что «решение ЕС не станет серьезным вызовом для экономики и граждан Беларуси».

В том же ключе высказался и Александр Лукашенко: «Что мы такое потеряли? То ли 100 миллионов долларов, то ли 200 миллионов долларов, это мы не заметим. Это не долг России по газу и нефти. Переживем, обойдемся».

Впрочем, наступившая в 2008 году «оттепель» в отношениях с Западом придала белорусскому руководству оптимизма и в связи с ОСП, о чем свидетельствует интенсивность высказываний на данную тему.

Так, в июне 2009 года вице-премьер Владимир Семашко поведал, что Беларусь может быть восстановлена в правах уже в начале следующего года. В октябре тогдашний заместитель министра иностранных дел Андрей Евдоченко признал, что возвращение страны в ОСП являлось основной темой на переговорах всех белорусских делегаций с европейскими партнерами, причем отметил наличие «определенных подвижек».

Еще через месяц Лукашенко сказал делегации немецких бизнесменов, что Беларусь хотела бы разрешить проблему либерализации таможенных пошлин до вступления во Всемирную торговую организацию.

Наконец, в марте 2010 года другой заместитель министра иностранных дел Валерий Воронецкий сообщил, что Беларусь рассчитывает на возвращение в ОСП до конца года.


И снова неудача

Однако все эти надежды так и не материализовались, причем осложнение отношений Минск с ЕС по итогам президентских выборов 2010 года не сыграло в этом сюжете значительной роли: Брюссель всегда подчеркивал, что исключение Беларуси из ОСП было следствием не внутриполитической ситуации в целом, а конкретно неудовлетворительного положения дел со свободой профсоюзов.

Складывалось впечатление, что Минск поставил крест на перспективах возвращения в ОСП. Но сложная экономическая ситуация, по-видимому, вынуждает искать деньги где только можно. В нынешнем году для очередного обсуждения «белорусского вопроса» в Женеву была направлена делегация во главе с министром труда и соцзащиты.

Правда, фон для того, чтобы изменить ситуацию, был не слишком благоприятным. Например, в опубликованном в конце мая рейтинге Международной конфедерации профсоюзов Беларусь наряду с Бангладеш, Кампучией, Китаем, Лаосом и Нигерией вновь оказалась в числе стран, где «отсутствуют гарантии прав».

Принятый в конце 2012 года жесткий декрет о закреплении кадров в деревообрабатывающей промышленности (названный в СМИ крепостным правом) также вряд ли мог создать у чиновников МОТ благодушное настроение.

В итоге комитет МОТ по нормам и стандартам в седьмой раз назвал Беларусь государством, где систематически нарушаются права трудящихся и профсоюзов. Кстати, Мьянма из черного списка уже два года как исключена…


***

Для восстановления в ОСП белорусским властям надлежит выполнить 12 рекомендаций МОТ, в том числе позволить независимым профсоюзам регистрировать первичные организации и работать наравне с официальными, прекратить преследование граждан по профсоюзной принадлежности, а также обеспечить всем профсоюзным объединениям право участия в решении социальных проблем страны.

Загвоздка в том, что для режима эта уступка практически неприемлема, причем даже не столько сама по себе, сколько потому, что тем самым будет создан прецедент. Так что в обозримом будущем ожидать прорыва в вопросе возврата преференций не стоит.

Оценить материал:
Средний балл - 5.00 (всего оценок: 3)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева