Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Кто победит на выборах после Лукашенко?
    Ведь созданная первым президентом система, контроль со стороны Кремля и патернализм белорусов никуда не денутся…
  2. Владимир Некляев: искусство политики мне дается с трудом
    9 июля поэту, прозаику, кандидату в президенты на выборах-2010 Владимиру Некляеву исполнилось 69 лет…


Политика

Выпьет ли Лукашенко кофе на Монмартре?


А ведь было время, когда Александр Лукашенко, ныне заматеревший в имидже антизападника, а тогда молодой президент, гулял по Брюсселю и Парижу.



Более того, подписав в марте 1995 года в Брюсселе соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, Лукашенко торжественно заявил, что его страна сделала «первый важный шаг в направлении к главной цели — вступлению в Европейский союз».

Триумфально выглядел и официальный визит в июле 1996 года во Францию: встреча с Жаком Шираком, большой политический договор, перспективы инвестиций и кредитов… Вдобавок белорусский руководитель пообещал перенять многое из опыта тамошней демократии.


«Лучше быть диктатором, чем голубым»

В общем, все так многообещающе начиналось… Правда, вскоре выяснилось, что из французской демократии высокому белорусскому гостю понравилась лишь сильная президентская власть. В ноябре 1996 года Лукашенко провел референдум, наделивший его царскими полномочиями, а вслед за этим распустил (точнее — разогнал) Верховный совет.

Европейцы и американцы заговорили о диктатуре, отношения резко испортились. И пошло-поехало. Обиженный Лукашенко, в свою очередь, объяснил электорату, что «в Европе нас никто не ждет», а в конце концов провозгласил вульгарный афоризм: «Лучше быть диктатором, чем голубым».

Короче, свое двадцатилетие у власти неизменный президент Беларуси отмечает ныне в малоприятном статусе невъездного в страны ЕС. Он и еще две с половиной сотни представителей режима оказались в черном списке Брюсселя за нарушения прав человека во время выборов, репрессии против политических противников.

Сегодня западный вектор белорусской политики скукожился. Минск, говоря словами того же Лукашенко, летит на одном крыле. А если еще откровеннее — идет в фарватере Москвы, намертво привязан к ней экономически.

Была ли фатальной эта изоляция от Запада? Почему Лукашенко не смог выстроить с ЕС и США более-менее ровные отношения, как другие постсоветские лидеры, тоже не блистающие демократизмом (тот же Нурсултан Назарбаев)? Сможет ли первый белорусский президент, вступив в третье десятилетие правления, прыгнуть выше пояса и нормализовать контакты с западниками?


Гремучая смесь антизападничества

Да, западные политики и сами особо не скрывают момент двойных стандартов: если страна богата нефтью, газом, а менталитет у населения, условно говоря, восточный, то к ней придираются меньше. Так что Назарбаеву, Ильхаму Алиеву в этом плане проще, нежели Лукашенко, которому выпало править государством в сердце Старого Света.

Но загвоздка не только в этом. И даже не только в особой привязке Минска к Москве.

«У Лукашенко были плохие отношения с Западом даже тогда, когда у Москвы они были хорошими», — отметил в интервью для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич.

Действительно, с Борисом Ельциным, да и с Владимиром Путиным до поры до времени западные лидеры общались весьма сердечно. Лукашенко же, по словам Карбалевича, «был более антизападным, чем любой другой политик постсоветского пространства».

Наверняка сказывалась и глубоко вбитая советская идеология (бывший замполит). Но, возможно, еще сильнее воинственное антизападничество было связано с видами амбициозного белорусского вождя на кремлевский трон. Лукашенко пытался набрать очки в глазах консервативного российского электората, которому не нравились, в частности, реверансы Ельцина и его окружения перед «всякими америкосами».

Вдобавок Лукашенко по полной программе противопоставил себя Западу, создав одновременно и недемократичную политическую систему, и антирыночную социальную модель (в то время как Назарбаев, например, широко пустил в экономику западников).

Наконец, сыграли свою роль психологические особенности: подозрительность, самозабвенное властолюбие, чуждое всяким компромиссам.


Перед властью меркнет все

Да, «последнему диктатору Европы» повезло улучшить отношения с ЕС и Штатами в 2008–2010 годах. Но, во-первых, были выпущены все политзаключенные, а во-вторых, Запад тогда выдвинул на первый план геополитические интересы и вознаградил Минск за особую позицию в российско-грузинском конфликте.

Эта оттепель оказалась исключением из правил. Вообще же отношения с Западом у Лукашенко стали портиться еще в 1995 году, после первых авторитарных выпадов, репрессий против политических противников, напомнил в комментарии для Naviny.by минский обозреватель-международник Андрей Федоров.

Но если поначалу мировое демократическое сообщество лишь слегка кивало пальчиком, то после брутального референдума 1996 года Минск и Запад стали жить как кошка с собакой.

«Когда пришлось выбирать между добрыми отношениями с Западом и жестоким подавлением угроз своей власти, белорусский руководитель без колебаний выбрал второе. И придерживается этого выбора по сей день», — говорит Федоров.


Запад не станет дойной коровой

А поскольку уходить на пенсию Лукашенко, которому в августе стукнет 60, не собирается, то логично сделать вывод, что для серьезного улучшения отношений с Западом нет никаких предпосылок.

С одной стороны, Вашингтон и Брюссель сегодня не готовы жертвовать ценностями ради геополитики. Поэтому особая позиция Лукашенко по Украине не вознаграждается так щедро, как в свое время позиция по Грузии. И недавний выход на волю по амнистии одного человека из списка политзаключенных — Алеся Беляцкого — в этом плане тоже погоды не сделал.

С другой стороны, и Лукашенко, в отличие от 2008 года, не решился выпустить всех политических одним махом. Почему? Ведь революции они не устроят, все схвачено. В чем ментальный тормоз?

Да, неуютно быть изгоем. Все заметили, как радовался Лукашенко, оказавшись месяц назад в одной компании с западниками на инаугурации Петра Порошенко в Киеве. Тем более приятно было бы выпить чашечку кофе на Монмартре (впрочем, об этом мечтает другая фигурантка черного списка — глава Центризбиркома Лидия Ермошина, а ему бы — в Альпы на лыжи!).

Но, вероятно, он просто трезво прикинул, что даже в случае разморозки отношений, снятия санкций Запад никогда не заменит Москву в качестве дойной коровы. А вот проедать плешь по части демократии и прав человека будет перманентно. К черту Монмартры, да и на лыжах можно в Сочи покататься.

Возможно, если Лукашенко почувствует, что Москва вот-вот положит на лопатки, он и пойдет на более решительные шаги для сближения с Западом, допускает Федоров. Но может быть уже поздно…


Беларусь заберут если не сейчас, то потом?

А сейчас, после Крыма, обрисовался и еще один неприятный момент. Москве, пожалуй, и впрямь ни к чему захватывать Беларусь, пока здесь правит столь советский, антизападный по мышлению деятель, как Лукашенко. Но если после него появится правительство с более проевропейским мышлением, то как раз таки и может быть задействован некий сценарий аншлюса, пока «синеокая сестра» не рванула из «русского мира». Благо народ достаточно русифицирован и зомбирован российской пропагандой.

Таким образом, двадцатилетие антизападной политики первого белорусского президента, резюмирует Федоров, привело к тому, что «Беларусь стала российской заложницей».

И кто бы ни пришел после Лукашенко, разорвать путы будет очень сложно. Если вообще не придет такой, кто тихо сдаст страну Кремлю.

Оценить материал:
Средний балл - 4.50 (всего оценок: 37)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни тёмной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. (!!!) Лермантаў - агент Захаду і вораг Міра-Муттэр! ))) Ёсць яшчэ беларуская прымаўка: "Калі чУбіць - значыць любіць". Фанатызм небяспечны нават у любові. Трэба любіць, але і не адключаць свой моСХ (
  • "Миролюбивую" и "справедливую" политику США узнал весь мир. Чем меньше Родину вы любите, тем больше нравитесь ЕС и западу... Опыт Украины показал, чтобы развалить страну враги не нужны, достаточно своих... "патриотов".
  • Не знаю, кто,что хочет, но я хотел бы, чтобы, если покупаю спички, это были спички, которые не намного дороже и не дерьмовее, как у соседей. И если я покупаю сметану, к примеру, 12-15%, чтобы она была объявленной на ценнике сметаной, а не по цене сметаны, а по составу - сливки.
  • Нас совсем уж запугали, Европейским тем корытом, Но последние гадали, - Лет уж сто слово забыто...
  • Если бы мы точно знали, что хочет от нас Европа, то может и можно было резко поменять курс внешней политики, а так, чувствую, связавшись с Европой, как бы мы не остались у разбитого корыта
  • Вы на карту Европы взглянуть не пробовали? :) Попробуйте, это поможет понять мотивы, даже после просмотра вечерних новостей по БТ. Хотя новости российских каналов, для целостности мозга, все равно лучше не смотреть.