Другие материалы рубрики «Политика»

  1. По Беларуси бродит призрак перестройки
    Способен ли на нее Лукашенко? Позволит ли Москва Беларуси новый курс?
  2. «Убийц белорусского легпрома» помиловали до выборов
    Государство вроде бы и готово чем-то помочь ипэшникам, но — со своей слоновьей грациозностью…


Политика

Лукашенко велел искать блох в евразийском договоре


По мере того как стихает огонь на Украине, в Минске и Москве громче слышится тема евразийской интеграции. Александр Лукашенко внес в нее элемент интриги, дав белорусским депутатам наказ въедливо читать соответствующие документы.

Может, белорусское руководство узрело постфактум некие подводные камни в договоре о создании Евразийского экономического союза, который Лукашенко подписал 29 мая в Астане? Или появились новые поводы для недовольства, новые фобии? Реально ли, что Минск может затормозить ратификацию договора?




В Минске осудили «шумиху вокруг синхронизации»

«Нам с вами, может даже в ближайшее время, в эти дни, придется работать над ратификацией соответствующих международных соглашений. И ваша задача — с применением всех парламентских инструментов содействовать формированию договорно-правовой базы Союза, при этом надо стоять на страже наших интересов»,заявил руководитель Беларуси 29 сентября на встрече с членами Совета Палаты представителей в Минске, коснувшись темы евразийской интеграции.

Причем Лукашенко многозначительно добавил: «И если вы будете видеть, что где-то допущена ошибка при подготовке этого документа, а он очень важен, вы, пожалуйста, информируйте и меня в том числе и не останавливайтесь ни перед чем, защищая интересы белорусского государства».

Короче, депутатам демонстративно велено читать интеграционные бумаги под лупой. На сленге газетчиков это называется «искать в тексте блох».

Мы помним, что в свое время так же вот, под микроскопом изучал белорусский парламент обращения Абхазии и Южной Осетии о признании. И президент Беларуси делал вид, что с самостоятельной законодательной ветвью власти совладать не может. В итоге признания самопровозглашенных республик Москва от Минска так и не добилась.

Между тем договор о ЕАЭС 26 сентября уже ратифицировала российская Госдума. И для знатоков темы в этом есть пикантность. Помнится, в свое время председатель профильного думского комитета Леонид Слуцкий анонсировал, что парламенты России, Казахстана, Беларуси ратифицируют исторический документ синхронно.

Как видите, пока синхронности нет. Более того, в тот же день, 26 сентября, на сайте белорусского правительственного агентства БелТА появился комментарий Татьяны Пастушенко с вопросом: «К чему такая шумиха вокруг синхронизации, к чему спешка?».

В комментарии подчеркивается, что, «говоря о Евразийском экономическом союзе, лучше всего смотреть в корень. В первую очередь нужно обращать внимание на бонусы, которые могут получить страны от функционирования этого объединения, и те этапы, которые им необходимо для этого пройти».


У белорусской стороны ослабевает мотивация?

Многие, вероятно, подзабыли уже, что и в Таможенный союз Беларусь вошла в 2010 году со скандалом, после проволочки и очередной газовой войны. Поначалу Москве и Астане пришлось даже кисло подписать Таможенный кодекс на пару.

Можно вспомнить и другие примеры, когда Минск тормозил или торпедировал интеграционные договоренности (о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ, Единой системе ПВО Беларуси и России), если белорусской стороне что-то сильно не нравилось или точило желание выторговать дополнительные бонусы.

Что касается сегодняшней ситуации, то обозреватели дружно отмечают: аннексия Крыма и все, что за ней последовало, как минимум не добавили интеграционного энтузиазма лидерам Беларуси и Казахстана. Отдавать все больше полномочий на наднациональный уровень, развивая альянс со стержневой державой, у которой проснулся имперский аппетит, — этак завтра от суверенитета «младших братьев» могут рожки да ножки остаться.

К тому же у белорусской стороны из-под носа уводят прибыли нефтянки. В мае Лукашенко подписал договор о ЕАЭС только после того, как дополнительными соглашениями выбил часть нефтепошлин на 2015 год (полтора миллиарда долларов), а также снабжение белорусских НПЗ нефтью под завязку (23 млн т в следующем году, далее по потребности).

Но теперь, когда Россия запустила налоговый маневр в отрасли, выгоды нефтяного офшора для Беларуси быстро растают.

Значит ли это, что мотивация к евразийской интеграции у Минска может резко ослабнуть?


Что можно выторговать у Москвы?

Что касается российского налогового маневра, то здесь трудно предъявить какие-то формальные претензии, отметил в комментарии Naviny.by эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.

«Ведь Лукашенко настаивал, чтобы торговля, в частности, нефтью в рамках Евразийского союза осуществлялась без изъятий и ограничений», — напоминает политолог. К этому за счет налогового маневра дело как раз и идет, другой вопрос, что в итоге «возможности белорусского нефтяного офшора сужаются».

«Эта уникальная ситуация, когда Беларусь, почти не имея своей нефти, получала огромные доходы от продажи нефтепродуктов, рано или поздно должна была либо закончиться, либо минимизироваться», — говорит аналитик.

Тем не менее, белорусское правительство ведет с Москвой переговоры о смягчении последствий налогового маневра для отечественной нефтянки.

И Карбалевич не исключает, что Минск может «поиграть на нервах», затянуть ратификацию договора о ЕАЭС с целью выторговать условия получше. Причем это касается не только нефти, но и, например, возможностей заработать на войне санкций между Россией, с одной стороны, и Украиной, Молдовой, Евросоюзом, США с другой.

Сейчас российские инстанции пытаются поставить заслон реэкспорту через Беларусь ряда продуктов и товаров из стран, попавших под эмбарго Москвы. Так вот Минск наверняка хотел бы, чтобы Москва в этом вопросе стала менее придирчивой. Закрыла, что называется, один глаз.

Есть вопросы и в финансовой сфере. Скажем, Россия только что дала Беларуси кредит на полтора миллиарда долларов в своих рублях. Возьмет ли эти деньги российский же «Банк ВТБ» в счет погашения своего долларового бридж-кредита, который Минск был вынужден перехватить «до получки»? Надо думать, решающее слово тут за Кремлем.


Россия будет урезать пирог

Короче, предметов для торга достаточно. В то же время Лукашенко наверняка не станет перегибать. Карбалевич не допускает варианта, при котором Беларусь может сорвать запуск ЕАЭС с 1 января 2015 года. Слишком сильно зависит ее экономика от российских субсидий. А в случае продолжения евразийской интеграции они останутся так или иначе.

Подобной точки зрения придерживается и аналитик BISS (Вильнюс) Александр Автушко-Сикорский.

«Я не думаю, что речь здесь будет идти о серьезном затормаживании процесса, — заявил эксперт в комментарии Naviny.by. — Скорее, Минск будет пытаться указывать на невыгодные условия соглашений, если такие появятся, пытаясь выторговать преференции или уступки».

В целом же Минск, по мнению аналитика BISS, «опасается чрезмерного увеличения влияния Кремля на процессы принятия решений и сужения пространства для политического маневра между ЕС и Россией».

Также Автушко-Сикорский отмечает, что «существуют сигналы в пользу уменьшения дотационного пирога, выделяемого Россией, в ближайшие пять лет».

Добавлю, что причин урезать пирог у России может появиться много: начиная от увеличения количества дотационных ртов в ЕАЭС, на пороге которого уже стоят Армения и Кыргызстан, и заканчивая проседанием собственной экономики в результате западных санкций.

Но альтернативы евразийской интеграции у Лукашенко нет. Так что при худшем сценарии загнивать или тонуть белорусам придется вместе с восточными соседями.

Оценить материал:
Средний балл - 4.30 (всего оценок: 17)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Как это "вблизи аорты"? http://www.ebio.ru/che06.html
  • Уроды были, уроды будут. Числа уродов - полны когорты. Они накатят, они отхлынут. Нам - лишь царапины - вблизи аорты.