Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Лидия Ермошина: стихийно сформированная воля народа — это бред и чушь
    Президентские выборы в Беларуси — это всегда попытка изменения политического курса, считает глава ЦИК...
  2. Диалог власти и оппозиции. О чем может говорить тот, у кого есть всё, с теми, у кого нет ничего?
    Призрак бродит по Беларуси — призрак диалога между властью и оппозицией. О нем заговаривает время от времени то одна, то другая сторона…


Политика

Белорусское правительство бросают в прорыв. На амбразуру


«Конструктивных прорывных идей» потребовал от нового правительства Александр Лукашенко. Но слова «реформы» не прозвучало. Это означает, что чиновникам придется просто бросаться грудью на амбразуру. Ведь решить экономические проблемы в рамках старой модели с ручным управлением немыслимо, убеждены эксперты.

Глава государства обрисовал задачи правительства 29 декабря, когда представлял в должности нового премьера Андрея Кобякова.

Двумя днями ранее состоялась беспрецедентная кадровая перетряска, которой президент отреагировал, в частности, на декабрьские валютные потрясения. Руководство Совмина обновлено более чем наполовину.

Александр Лукашенко
Фото пресс-службы президента Беларуси


В этой политической системе миссия невыполнима

Итак, формально ответственных за черную пятницу 19 декабря, когда был введен 30-процентный сбор на покупку валюты, вроде как нашли и сместили (надо сказать, на непыльные места). Но какие инструменты даются в руки новым руководителям Нацбанка, Совмина и иже с ними?

Прозвучавшие 29 декабря из уст руководителя государства установки типа «мобилизовать все ресурсы», «засучить рукава и работать» не отличаются от пропагандистской риторики тех времен, когда советский народ киркой и лопатой строил Магнитку да ДнепроГЭС.

Сегодня для врачевания отечественной экономики требуется хирургический инструментарий. И это всегда больно. Но, похоже, правительству придется лечить язвы заговорами.

Для коренной трансформации модели нужна политическая воля. Для Лукашенко же сейчас сверхзадача — подойти без особых потрясений в сознании электората к президентским выборам 2015 года.

В этом промежутке времени всеми правдами и неправдами будет создаваться видимость относительной стабильности. Причем ставка очевидно делается на закручивание гаек, усиление ручного управления экономикой (декрет № 5, директивная заморозка цен и т.п.).

Но и в более далекой перспективе коридор трансформации экономики узок из-за специфики авторитарной персоналистской надстройки, которую изменение базиса рано или поздно начнет расшатывать. И это — системный порок.

«У этой системы нет других методов, чтобы развивать экономику. Если понимать реформы как расширение пространства свободы, то они с этим типом власти несовместимы», — заявил в комментарии для Naviny.by политолог Сергей Николюк.

Именно потому сейчас Лукашенко, пытаясь реагировать на кризис, делает ставку на борьбу с коррупцией, укрепление всех видов дисциплины, отметил собеседник.

Показательно, в частности, что президент сразу предупредил Кобякова: никакой «болтовни о приватизации». В общем, миссия реализации «конструктивных прорывных идей» в экономике, даже если их сгенерируют вагон и маленькую тележку (да, собственно, тут изобретать велосипед и нет нужды), в рамках нынешнего политического режима невыполнима.


Ручное управление только крепчает

Тем временем белорусские власти продолжают латентную девальвацию. С одной стороны, объявлено об уменьшении с 30% до 20% сбора при покупке валюты, с другой — Нацбанк значительно повышает официальный курс доллара (на 30 декабря — 11 800 рублей).

«Сегодняшнее решение — это фактическое признание девальвации», — заявил БелаПАН финансовый аналитик Сергей Чалый.

Эксперты прогнозируют, что постепенно ножницы между официальным и черным курсами доллара будут сведены на нет. Естественно, за счет удешевления белорусской валюты. Просто делается это нерыночным методом, и хвост отрубают в несколько приемов.

Впрочем, как мы знаем по опыту 2011 года, таков фирменный стиль белорусских властей, панически боящихся самого слова «девальвация». При том что через значительные падения курса национальной валюты в последние годы проходили и куда более благополучные государства — Польша, скандинавские страны. Но там никто не истерил и ситуацию быстро выровняли.

Фобия белорусских властей в немалой степени связана с тем, что в свое время они обожествили долларовый эквивалент среднего белорусского заработка. И теперь вот в очередной раз — за что боролись, на то и напоролись.

Если девальвацию «дооформят», то средняя зарплата в пересчете доллары может оказаться ниже сакрального уровня «всем-по-500», достигнутого к выборам-2010. Иначе говоря, в этой пиаровской системе координат будет бросаться в глаза откат даже по сравнению с финишем прошлой пятилетки.

А ведь на IV Всебелорусском собрании четыре года назад ставилась задача повысить реальные денежные доходы населения к 2015 году в 1,7-1,76 раза (опять же, в чертовом эквиваленте было велено выйти на тысячу долларов среднего заработка). Фиаско властей налицо.

Теперь же ставится задача «серьезно поработать над подготовкой планов на среднесрочную перспективу, в первую очередь над проектом Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы». Лукашенко напомнил, что «эту программу предстоит не просто разработать, но и защитить на очередном Всебелорусском народном собрании».

Но кого взволнуют эти ритуальные игры? Народ давно понял, что, как и в советские времена, «планы партии» (для молодежи: собирались одно время даже коммунизм построить к 1980 году) не имеют никакого отношения к реальности. Аналитики же считают, что на деле дальше выборов-2015 Лукашенко сегодня даже не заглядывает.

Короче, пока все до боли знакомо. Новому правительству велено засучить рукава. Высшее руководство намерено еще туже закрутить гайки. Ну а народу, как обычно, придется затянуть пояса. И прикусить язык. Некоторые языкастые сайты уже получили дубиной.


Кадры — лишь расходный материал

Показательно, что в числе наставлений, которые дал глава государства 29 декабря, — максимально диверсифицировать экспорт.

Иными словами, Беларуси приходится уходить от привязки к российскому рынку, возможности которого так рекламировались, когда оформлялся Евразийский экономический союз, стартующий с 1 января. И здесь, получается, за что боролись, на то и напоролись.

Отдельного абзаца заслуживает рекомендация главы государства отечественным дипломатам: «Надо попросить, чтобы они [иностранные партнеры] купили нашу продукцию, особенно у руководителей тех государств, которые находятся с нами в очень хороших отношениях или стремятся быть с нами в хороших отношениях».

Вопрос качества продукции при этом был упомянут лишь вторым пунктом. Также прозвучало: «Нам представительства не нужны, нам не нужны белые воротнички, которые будут ходить пушистыми и представительствовать».

В свете поставленных задач белорусским дипломатам уж точно не удастся остаться белыми, пушистыми и отутюженными. Скорее надо запасаться спецодеждой для стояния на коленях перед особо привередливыми покупателями.

Но это черный юмор. А практике Минску прежде всего придется просить у Москвы прямых вливаний, чтобы удержать ситуацию хотя бы до выборов.

К слову, неубедительно выглядит гипотеза, что Лукашенко, поставив Кобякова на правительство, делает ставку на его московские связи. Вопрос о поддержке белорусской модели решается с глазу на глаз на уровне первых лиц двух стран.

Ни один белорусский чиновник не сможет выжать из Москвы больше, чем Лукашенко. Ни один чиновник не дерзнет пустить в ход тяжелую артиллерию нацеленной против Кремля политической риторики, как это делал белорусский руководитель в последние недели в контексте продовольственной войны.

Да и 29 декабря в адрес восточного союзника прозвучало: «Они не могут с нами конкурировать ни по качеству, ни по цене, ни по нашей организованности. Поэтому применяют такие административные, порой бандитские методы»

Партнеры по интеграции охарактеризованы более чем откровенно. Но придется договариваться именно с ними, потому что больше денег никто не даст.

Что же касается новых назначенцев, то они, брошенные на амбразуру непопулярных решений, могут оказаться просто расходным материалом в рамках избирательной кампании действующего руководителя Беларуси. Лукашенко уже заявил, что на потом у него есть еще один кадровый резерв.

Оценить материал:
Средний балл - 4.27 (всего оценок: 19)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева