Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Некляев хочет разбудить народ, Лукашенко предостерегает работяг от «болтунов»
    Белорус пока такой: из него хоть веревки вей. И потому власть особо не дергается…
  2. Лукашенко выбрал новый путь — Шелковый
    Китайцы себе на уме и снова дают связанные кредиты…


Политика

Экономика точит зубы на рейтинг Лукашенко


На финише года электоральный рейтинг Александра Лукашенко поскользнулся. С сентябрьских 45,2% он съехал в декабре до 40% (здесь и далее — данные национальных опросов белорусов, которые проводит зарегистрированный в Вильнюсе НИСЭПИ).

Упал и президентский рейтинг доверия — с 53,5% до 49,9%. И это уже слом тренда. До этого с начала 2014 года рейтинги руководителя Беларуси росли, причем, по дружному мнению аналитиков, прежде всего на украинских дрожжах.

Теперь воздействие украинского фактора на массовое сознание белорусов, похоже, ослабевает.

Александр Лукашенко


Наелись московской пропаганды

Что же происходит в мозгах электората, каковы причины сдвигов и как это повлияет на ход президентской кампании нынешнего года?

Ну, во-первых, ситуация у южных соседей вроде как немного устаканилась. Во-вторых, если брать украинскую тему в СМИ, публика объелась пропагандой (в нашем случае — прежде всего российской, которая в обилии здесь ретранслируется), эмоции притупились.

К слову, среди белорусов стало меньше мыслящих в духе «Крымнаш». Если в июне прошлого года 62,2% респондентов расценивали присоединение полуострова к России как «возвращение русских земель, восстановление исторической справедливости», то в декабре таковых оказалось только 56,8%. А вот доля считающих, что это был «империалистический захват, оккупация», выросла за те же полгода с 26,9% до 31,6%.

Приверженцев аннексии Крыма у нас все равно, как видите, «более чем», и белорусский официальный лидер, выступающий за территориальную целостность Украины, по этому параметру вроде как идет против позиции большинства соотечественников.

Но при этом парадоксальным образом 58,7% белорусов «однозначно положительно» или «скорее положительно» оценивают политику Лукашенко в отношении кризиса на Украине.

Впрочем, парадокса здесь, возможно, и нет. В первом случае (сугубо теоретическая поддержка аннексии Крыма) действуют эффект «ящика» и оставшийся от СССР москвоцентризм.

Во втором же случае, когда респонденты одобряют лавирование и миротворческую активность руководителя своей страны в украинском вопросе, сказывается, вероятно, глубинный прагматизм белорусов: это не наша война, и лучше не влезать в нее ни на чьей стороне.


Черная пятница ударила по мифу о стабильности

Можно предположить, что политтехнологи еще в прошлом году посоветовали президенту Беларуси оседлать благоприятный для него украинский фактор. Да и сам Лукашенко — матерый, чуткий политик. И он сразу понял, что на фоне передряг у южных соседей можно выгодно подсветить белорусский твердый порядок.

Вот и в новогоднем поздравлении глава государства усиленно убеждал сограждан, что «любые житейские проблемы отступают на задний план, начинают казаться мелкими и несущественными тогда, когда рвутся снаряды, свистят пули и льется кровь».

Но очень похоже на то, что именно сейчас, когда на горизонте нарисовались выборы, эффект этого контрастного пиара (у них — война, у нас — стабильность) начинает иссякать.

На белорусов все сильнее давят свинцовые экономические реалии. Их воздействие постепенно перевешивает «синдром Майдана» (который выразился ранее в приливе симпатий к условной белорусской стабильности и сильной руке).

В середине прошлого года зарплаты в стране были, по сути, заморожены, при том что инфляция продолжала опережать годовой прогноз. А значит, белорусы стали беднеть.

По данным Белстата, реальная зарплата в ноябре 2014 года по сравнению с предыдущим месяцем уменьшилась на 3,5% (а вообще падение пошло уже с августа).

Между тем российская экономика — живительный источник для белорусской — продолжала проседать. Среди белорусов стало крепчать предчувствие больших финансовых неприятностей.

Тревоги населения вылились в усиленную скупку твердой валюты. Дело закончилось черной пятницей 19 декабря, когда, по мнению многих финансистов и промышленников, произошла де-факто 30-процентная девальвация.

Валерий КарбалевичЕсли украинский фактор существенно увеличил доверие общества к власти и президенту, то «социально-экономические параметры, наоборот, это доверие сокращают», отметил в интервью БелаПАН эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.

К слову, декабрьский опрос, как я уточнил в НИСЭПИ, проходил до черной пятницы. А это означает, что на сегодня доверие к властям вообще и президенту в частности, вероятно, еще ниже, чем зафиксировало исследование.


Удержать рубль до выборов

30 декабря Лукашенко строго-настрого предупредил свежеиспеченного председателя правления Национального банка Павла Каллаура: «Новых потрясений страна получить не должна».

Таким образом, поставившая на уши широкую публику черная пятница официально признана потрясением национального масштаба. И это плохо стыкуется с подкрашенным было к выборам лозунгом белорусской стабильности. Особенно если учесть, что с 2009 года страна пережила уже де-факто четыре девальвации.

Самое же грустное то, что и на горизонте ничего хорошего не просматривается. Россия даже согласно правительственному прогнозу уходит в рецессию, ее рубль и нефть дешевеют. Эти соседские беды, в свою очередь, подкашивают белорусскую экономику.

За счет административного ресурса и новых лихорадочных займов белорусские власти, по прогнозам независимых аналитиков, способны поддержать видимость финансовой стабильности до намеченных на ноябрь выборов президента.

Станислав Богданкевич«Плюс административного управления экономикой состоит в том, что власть до выборов может держать тот курс доллара, который будет считать для себя максимально приемлемым»,заявил БелаПАН бывший руководитель Национального банка Станислав Богданкевич.

Но и пресловутый административный ресурс не в силах перешибить экономические законы. Можно оттянуть момент, однако расплата за волюнтаризм неизбежна. Когда закончится очередная избирательная кампания, мы рискуем получить то, через что уже проходили после выборов-2010, — финансово-экономический обвал.

И даже если под давлением обстоятельств консервативное белорусское руководство отважится после выборов-2015 на кое-какие реформы, то они тоже окажутся отнюдь не медом для населения. Тем более что, как выражаются доктора, все очень запущено.


Несогласных возьмут в ежовые рукавицы

В условиях серьезных экономических проблем, которые встали перед страной, «весь идеологический конструкт власти», включая идею стабильности, «размывается», подчеркивает Карбалевич.

Какие же идеи станет продвигать Лукашенко в рамках избирательной кампании?

Практически немыслимо, чтобы действующий руководитель, двадцать лет делавший ставку на ретроградство, вооружился лозунгом перемен. Также рискованно педалировать тему материального благополучия, поскольку в реале народу предстоит затянуть пояса.

Скорее будет эксплуатироваться по инерции мотив «зато у нас не свистят пули и не рвутся снаряды». Плюс — лозунги железной дисциплины, жесточайшего спроса, показательные порки чиновников: мол, впереди у нас — экзамен перед народом, кто не справится — пойдет с метлой на улицу (вариант: наручники и в камеру).

Аналитики прогнозируют зажим гаек во всех сферах, усиленное давление па оппозицию, гражданское общество и прессу.

«В постсоветских республиках народ демократии наелся. Сейчас, наоборот, идет процесс и пользуется поддержкой народа процесс сильного государства, которое не должно допустить хаоса и, тем более, гражданской войны. Особенно после событий в Украине», — сказал Лукашенко минувшей осенью в интервью «Евроньюс».

Так вот, по данным НИСЭПИ, с этим заявлением согласились 55,5% белорусов, не согласились 32,1%.

Как видите, апологетика твердой руки отнюдь не исчерпала свой ресурс.

Что же касается несогласных (которых, отметим, в пересчете на все население — миллионы), то лишь малая их доля, как показывает та же социология, готова выйти на протест.

Да и тем вряд ли дадут в день выборов даже прошагать по главному проспекту столицы, скандируя «Уходи!», как это было 19 декабря 2010 года.

Оценить материал:
Средний балл - 4.50 (всего оценок: 52)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • ААЭ! прашу пардона!
  • расійскі эканамічны "фенамен" - у дзеянні: шлёмагозман з 1-га студеня зразумеў, што "правое дело запахло керосіном" моладзь спрабавала "дать угля" да заробку 7-8-га студзеня... не дачакаліся ))) Віва ААЕ! ))))
  • И это очень как впечатляет, поскольку конституционная демократия В Европе пошла от федеративного образования Речь Посполитая - Великое Княжество Литовское (то бишь на 90% Белаурсь по сегодняшним меркам).
  • А чего гадать жизнь расставит всё точки над и. 30% сбор при покупке валюты здорово подорвал работу промышленности, торговли и благосостояние народа. Не смотря на запрет, а цены растут...
  • Может быть он и "пилюет" на всех, но самочувствие у него наверняка хреновое.. По крайней мере новогоднее повествование он зачитывал сидя, очевидно, что ноги уже плохо держат ??! Да и вид у него был далеко не торжествующий, а весьма унылый и скучный..
  • Пилюёт он на этот зуб и своих вассалов, выжимая с них последнее...