Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Итоги заседания трехсторонней контактной группы по Украине
    По словам Тальявини, очередной раунд переговоров «был не очень простой». Остались нерешенными вопросы по обмену пленными и судьбе Надежды Савченко…
  2. Второй тур выборов: пойдет ли Лукашенко на тонкую игру?
    Высокий процент поддержки — это ядро идеологемы «народного президента»…


Политика

Лукашенко поедет в Тбилиси с визитом вежливости?

 

Во время предстоящего визита в Грузию Александр Лукашенко попытается продвинуть экономическое сотрудничество. Злить же российское руководство заострением определенных политических вопросов стороны вряд ли захотят.




Нашего посольства в Грузии нет

О том, что в апреле должен состояться официальный визит Александра Лукашенко в Грузию, сообщил на днях министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Заяц.

Посещение этой страны будет для Лукашенко первым, что выглядит несколько странно, если вспомнить, что все остальные государства, ныне состоящие или входившие ранее в СНГ, белорусский лидер навещал неоднократно.

Его грузинские коллеги, впрочем, в Беларуси тоже не бывали. При этом посольство Грузии в Беларуси в 2007 году все же появилось. А вот официальный Минск аналогичного решения пока так и не принял. В итоге защита прав и интересов белорусских граждан на грузинской территории осуществляется дипломатическими представительствами Армении.

Причины такого положения дел не совсем понятны. Одно из возможных объяснений состоит в том, что долгое время крайне незначительным было экономическое сотрудничество: так, до 2003 года объем ежегодного товарооборота не превышал 6,6 млн. долларов.


Политические качели

Казалось бы, на столь невыразительном фоне при отсутствии явных разногласий ожидать ухудшения ситуации не было оснований. Однако Михаил Саакашвили вскоре после своего избрания в 2003 году президентом Грузии публично обвинил официальный Минск в отсутствии демократии.

Реакция не заставила себя долго ждать. В мае 2005 года в самопровозглашенную Абхазию была направлена делегация Национального собрания Беларуси во главе с тогдашним спикером Палаты представителей Владимиром Коноплевым, что вызвало бурное негодование Тбилиси.

Чуть позже белорусские власти вслед за Россией объявили о возможности установления с Грузией визового режима, а грузинский парламент в ответ продекларировал намерение запретить Александру Лукашенко въезд на территорию Грузии. И хотя в конечном счете ни того, ни другого не произошло, диалог был практически свернут.

Отношения еще сильнее обострились в 2006 году, когда в преддверии президентских выборов в Беларуси группа депутатов грузинского парламента пыталась передавать свой опыт белорусской оппозиции, в связи с чем Минск обвинил Тбилиси в попытке занести в нашу страну вирус цветной революции.

В то же время неожиданно начал достаточно быстро расти взаимный товарооборот: в 2005 году он составил 9,2 млн. долларов, в 2006-м — 21,5, в 2007-м — 33,9 и годом позже — 45,4 млн.

Не менее внезапно качнулись в противоположную сторону и политические качели. Запретив ввоз в Россию грузинских вин и минеральной воды, Москва явно рассчитывала на солидарность белорусского союзника. Однако Минск следовать ее примеру отказался, и процесс сближения с Грузией пошел по нарастающей.

Уже в сентябре 2007 года Лукашенко провел в Минске теплую встречу с ближайшим соратником Саакашвили, министром внутренних дел Иване Мерабишвили, ставшим первым в истории двусторонних отношений высокопоставленным должностным лицом Грузии, посетившим Беларусь.

Но, разумеется, наиболее впечатляющим примером радикального изменения позиции белорусского руководства стало его поведение после российской агрессии против Грузии в августе 2008 года и последующего признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. Несмотря на мощный нажим Кремля, Минск на подобный шаг так и не пошел.

В результате Тбилиси не только отказался от критики белорусского режима на международной арене, но и стал выражать ему поддержку. И когда Михаил Саакашвили оставил свой пост, то удостоился за эту поддержку публичной благодарности руководителя Беларуси.


Попытка перезагрузки?

Можно предположить, что именно вследствие смены руководящих элит в Тбилиси белорусско-грузинские отношения снова несколько охладели.

Кроме того, остается невысоким, хотя и стабильным, уровень экономического сотрудничества: в 2013 году товарооборот составил около 63 млн. долларов (отрицательное для Беларуси сальдо — 20 млн.), за 11 месяцев 2014-го — соответственно, 58 и минус 16 млн.

В свете этого возникает вопрос, чему в первую очередь будет уделено внимание на предстоящих переговорах — политике или экономике.

Попытки нарастить белорусский экспорт предприниматься, безусловно, будут. Но, как представляется, в силу специфики грузинской экономики и ограниченности ассортимента высококачественной продукции белорусских предприятий рассчитывать на это сложно.

Что же касается политических аспектов, то здесь, по логике, главной темой обсуждения должен был бы стать поиск возможностей для совместного противодействия российской агрессии в случае распространения ее на другие регионы постсоветского пространства.

Слабо верится, однако, что даже если подобный пункт и окажется в повестке дня, сторонам удастся выработать какие-то эффективные меры. В отличие от прежнего руководства, сегодняшний Тбилиси мало склонен вступать в новое противостояние с Москвой. Минск реально настроен на это еще гораздо меньше.

Во-вторых, в нынешней неопределенной обстановке за два месяца, отделяющие от намеченных встреч, могут произойти такие события, которые радикально изменят общую политическую ситуацию, и тогда все сегодняшние расчеты окажутся очень далекими от реальности.

Так что если поездка состоится, то по большому счету она, скорее всего, сведется к стандартному визиту вежливости.

 

Оценить материал:
Средний балл - 3.70 (всего оценок: 13)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Фрейд: Иногда сигара - это всего лишь сигара. И почему бы Лукашенко не съездить в Тбилиси, и почему Москву это должно волновать?