Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Итоги заседания трехсторонней контактной группы по Украине
    По словам Тальявини, очередной раунд переговоров «был не очень простой». Остались нерешенными вопросы по обмену пленными и судьбе Надежды Савченко…
  2. Второй тур выборов: пойдет ли Лукашенко на тонкую игру?
    Высокий процент поддержки — это ядро идеологемы «народного президента»…


Политика

Оппозиция решила ударить по Лукашенко гендером


Чины Центральной комиссии по выборам вдруг стали журить политических противников Александра Лукашенко за пассивность и едва ли не понукать, чтобы те шевелились, поскольку на носу президентская кампания.

В чем дело? Власти испугались за явку на намеченных предварительно на 15 ноября выборах?

Во всяком случае, убежденные сторонники их бойкота тут же оживились: а что мы говорили, наша стратегия для режима страшнее всего!

Тем временем намеренная участвовать в выборах оппозиция сделала асимметричный ход — вбросила в СМИ инфу, что противником бессменного президента может стать женщина.

Тут же в фокусе оказалось несколько прелестных кандидатур, на которые жадно набросилась изголодавшаяся по политическим новостям пресса.


Почему власти понукают «пятую колонну»?

Итак, уже не только фейсбучная фронда, но и Центризбирком (который массово воспринимается как структура пропрезидентская) укоряет оппозицию за предвыборную пассивность, внутренние распри, призывает встряхнуться.

«Нам хотелось бы, чтобы и представители оппозиции более активно включились в подготовку к президентским выборам», — заявил в интервью БелаПАН секретарь Центризбиркома Николай Лозовик.

Чуть ранее глава комиссии Лидия Ермошина посетовала на слабую активность партий и общественных объединений в преддверии президентских выборов, не без иронического блеска назвав это «сумеречным молчанием».

Тут, конечно, можно сыронизировать в ответ, что та же Ермошина советовала некогда, по крайней мере женщинам, варить борщ, а не шастать по площадям (имеется в виду Площадь как акция в день выборов).

Можно и вполне серьезно перечислить хронологию да статистику политических репрессий за 20 лет президентской эры. И после этого тщательного перемалывания любой альтернативы вас еще удивляет, что у нас маловато камикадзе?

И все же, почему именно сейчас наверху стали взывать к активности тех, кого обычно презрительно именуют «пятой колонной»?

Юрий ДракохрустНикакого перерождения режима, конечно же, нет. Нынешняя апелляция к оппонентам — это, как заявил в комментарии для Naviny.by политический аналитик Юрий Дракохруст, лишь «часть пропагандистской кампании властей».

Они, по словам эксперта, выступают в этом случае с позиции психологического доминирования: так отец или мать семейства отчитывают дитя — мол, прояви хоть каплю самостоятельности.

Таким образом власти «демонстрируют публике, что они могучи, а оппозиция бессильна, ни на что не способна». При этом они знают, что оппозиция будет в выборах участвовать, подчеркивает эксперт.

Иначе говоря, последующее оживление политических противников наверху тоже могут записать в свой актив: ну вот, кое-как наконец растолкали!

Также можно предвидеть, что своей активизацией сторонники участия даже в несправедливых выборах спровоцируют волну презрения из лагеря тех, кто единственно нравственной позицией считает «бойкот фарса».

По мнению Дракохруста, бойкот может быть эффективным разве что при резком этническом размежевании между теми, кто протестует, и теми, кто правит страной (примеры: Индия, когда Махатма Ганди боролся против британского владычества; Косово времен сопротивления режиму Слободана Милошевича).

«А кто приведет примеры успешных бойкотов в этнически однородном обществе?» — говорит аналитик.

К тому же, по его словам, в конкретной белорусской ситуации «именно в отношении президентских выборов бойкот бессмыслен. Люди все равно на них придут».

Причем движет ими не обязательно пылкая любовь к Лукашенко, но и, например, «желание присягнуть на лояльность государству, нации», отмечает собеседник Naviny.by.

По его данным, уже сегодня социология показывает, что в выборах-2015 собираются участвовать примерно 60% белорусов.


Смещение фокуса: а ну-ка, девушки, а ну, красавицы!

Ну а пока негосударственные СМИ, как убеждены в некоторых редакциях, выведали у оппозиционеров страшную тайну. А именно: очень вероятно, что кандидатом на выборы-2015 от коалиции «Народный референдум» станет 38-летняя активистка гражданской кампании «Говори правду» Татьяна Короткевич.

В медиапространстве тут же устроили виртуальное дефиле вероятных претенденток на бросание дамской перчатки бессменному президенту.

В этом контексте, кроме Короткевич, фигурируют лидер кампании «Наш дом» Ольга Карач, заместитель председателя «Таварыства беларускай мовы» Елена Анисим, глава Белорусской социал-демократической партии (Грамада) Ирина Вештард.

Все это прелестно, но куда девались рыцари белорусской контрэлиты, те, кого называют оппозиционными тяжеловесами?

«Перед оппозиционными тяжеловесами стоит тяжелая проблема: а что говорить после Украины — полагает Дракохруст.

По мнению собеседника Naviny.by, оппозиция в условиях внутреннего кризиса идей пытается перевести кампанию из концептуальной сферы в имиджевую: «Вот женщины-кандидата еще не было, давайте попробуем — а вдруг это даст эффект?»

Итак, произошло смещение фокуса. Если вчера в фокусе были неприятные для статусных оппонентов режима вопросы: какова стратегия оппозиции на эти выборы, где единый кандидат, почему молчат лидеры-тяжеловесы и пр. (с предположением, что оппозиция, кажется, просто сливает эту кампанию), — то сейчас многие из политической фронды охотно ударились в гламурное сюсюканье о прелестях женского вызова авторитарному правителю.

На иных сайтах даже голосование устроили. Ничего не имею против этой невинной забавы, но публике стоит четко отдавать себе отчет в том, что это голосование в буквальном смысле за красивые глазки. Ведь предвыборных программ под портретами действительно симпатичных дам мы пока не видим.

Столь же бурная реакция СМИ и их читателей на сугубо гендерный вброс говорит, на мой взгляд, о двух вещах.

Во-первых, в Беларуси практически нет политической жизни как таковой и потому любая искусственная сенсация плодотворно падает на изголодавшуюся почву.

Во-вторых, наше общество по своему мышлению патриархально, поэтому даже сугубо гипотетическая конструкция «женщина-президент» порождает в головах белорусов фурор, будто речь идет о высадке марсиан. При том что за 180 км от Минска, в Вильнюсе, хозяйкой президентского дворца с 2009 года является Даля Грибаускайте. И что тут такого?


Патернализм склоняет белорусов к мужской руке

Впрочем, Литву и Беларусь абсолютно некорректно сравнивать в плане политических режимов. Литовцы, во всяком случае, и впрямь выбирают.

Сергей НиколюкА вот выборов в Беларуси действительно нет, и на этом фоне оппозиционным лидерам сегодня «особенно нелепо было бы растопыривать два пальца», заявил в комментарии для Naviny.by политолог и социолог Сергей Николюк (имея в виду изображение жестом латинской V как символа победы).

Перевод дискуссии об альтернативе Лукашенко в гендерную плоскость отражает, по мнению аналитика, неспособность оппозиции предложить «некую эффективную программу в рамках возможного».

Но дело в том, что «большинство общества, в отличие от оппозиции, все же считает президентские выборы выборами, предполагает, что на них решается вопрос о пути страны», отмечает Николюк. И потому масса, по его мнению, в плане электоральном будет слабо реагировать на игры с полом, возрастом и прочими подобными характеристиками альтернативного кандидата.

В той же пока гипотетической ситуации, когда вопрос конкурентного выбора государственного лидера станет в практическую плоскость, «гендерный вопрос скорее сыграет в минус, чем в плюс», считает собеседник Naviny.by.

Иначе говоря, патернализм, в целом патриархальное сознание, вероятно, будут толкать массу белорусов к выбору мужской руки у кормила власти.

Оценить материал:
Средний балл - 3.99 (всего оценок: 27)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева