Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Итоги заседания трехсторонней контактной группы по Украине
    По словам Тальявини, очередной раунд переговоров «был не очень простой». Остались нерешенными вопросы по обмену пленными и судьбе Надежды Савченко…
  2. Второй тур выборов: пойдет ли Лукашенко на тонкую игру?
    Высокий процент поддержки — это ядро идеологемы «народного президента»…


Политика

Способна ли Беларусь вырваться из капкана «братской интеграции»?


Вот никогда не нужно спешить с конъюнктурными праздниками. Отмечаемый 2 апреля День единения народов Беларуси и России, который с самого начала смотрелся худосочной казенной придумкой, ныне и вовсе выглядит двусмысленно.



Ведь прошлогодняя аннексия Крыма тоже прошла под маркой единения. И в этом контексте привычные заклинания белорусского руководства в духе «мы и русские — один народ» приобретают убийственную для независимости нашей страны тональность.


Кайфовали — и подсели на иглу

А ведь как мажорно все начиналось! Праздник учредили потому, что именно в этот день в 1996 году президенты Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали в Москве договор об образовании Сообщества двух стран, которое год спустя переросло в Союз, а еще позже — в Союзное государство.

Последнее, впрочем, и поныне остается призрачным проектом. Союзники споткнулись на вопросах Конституционного акта и единой валюты. Если еще конкретнее — белорусский руководитель жертвовать своими полномочиями ради братского единения не пожелал.

Тем не менее, статус главного союзника вот уже два десятилетия помогает получать от Москвы серьезные субсидии.

Например, в 2001–2010 годах в результате поставок энергоносителей из России по заниженным ценам среднегодовой размер условно начисленной субсидии, как подсчитали эксперты Всемирного банка, превышал 13% белорусского ВВП. А в 2012 году, по данным ученых нашей Академии наук, Беларусь сэкономила за счет льготных цен на энергоносители около 10 млрд долларов при собственном ВВП в 63 млрд.

Иными словами, «белорусское экономическое чудо», пока не сдулось, держалось целиком на московской щедрости. Естественно, отнюдь не бескорыстной.

Расплатой же за кайф стала наркоманская зависимость белорусской экономики от российской иглы. К тому же Беларусь стала российским военно-стратегическим плацдармом. Уж наверняка не менее ценным для Кремля, чем Крым. Остальное смекните сами.

И сегодня даже если бы белорусское руководство захотело «соскочить», сменить геополитическую ориентацию — черта с два вырвешься. Зеленые человечки тут как тут будут. Остается лишь лавировать в узком коридоре ради самосохранения.


Кто ответит за «дикий крен»?

Ответственность за «дикий крен» в сторону России, конечно, легче всего целиком повесить на автора этого самокритичного выражения — бессменного президента Беларуси. Но это было бы большим упрощением.

Смотрите, ведь политики стран Балтии после развала Советского Союза повели свои народы туда, куда те сами рвались всей душой, — в Европу, под зонтик НАТО.

Литовцы, латыши, эстонцы как от чумы бежали от тоталитарного прошлого в составе империи, готовы были терпеть тяготы и лишения ради прорыва к рынку, демократии, обретения железных гарантий независимости (другое дело, что романтические чаяния сбылись отнюдь не в полной мере).

Белорусы же, оказавшись в посткоммунистическом развале, стали в массе своей ностальгировать по светлому прошлому, по «совку», чем и воспользовался, включив свой талант популиста, пришедший в политику директор совхоза «Городец».

Если бы открутить время назад, Лукашенко, возможно, «был бы более осторожен» в плане интеграции с Россией, более сдержан по части громких слов, отметил в комментарии для Naviny.by минский обозреватель-международник Андрей Федоров.

«Однако в целом курс был бы все равно на восток», — уверен аналитик. Белорусы, по его мнению, не были готовы в 90-х к лишениям ради реформ, европейской интеграции в той степени, как прибалты. Курс же на сближение с Москвой давал шанс выпутаться из экономических тягот за счет ее субсидий, подчеркивает собеседник Naviny.by.


Реформы способны разбить фатализм

В свою очередь, эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич считает: другие варианты у Лукашенко в принципе были, но они выглядели более рискованно, чем курс на углубленную интеграцию с Россией.

В частности, отметил политолог в комментарии для Naviny.by, реально было как минимум варьировать степень ориентации на Москву: «Можно выстраивать хорошие отношения с Россией, но не обязательно строить Союзное государство».

Собеседник приводит, в частности, пример Казахстана, который, участвуя в евразийской интеграции, имеет вместе с тем гораздо более сбалансированную внешнюю политику, чем Беларусь.

Фатальный характер нынешней зависимости от Москвы «в значительной степени определяется созданной в Беларуси социальной моделью», отмечает Карбалевич.

Нынешняя модель может существовать только с опорой на российские субсидии, кредиты. В случае же реформ, которые так или иначе будут, Беларуси вполне по силам освободиться от фатальной привязки к Москве, уверен эксперт. В частности, реформированная экономика будет потреблять меньше энергоресурсов, конкурентоспособные товары можно продавать на новых рынках.

Весьма важно также, подчеркивает Карбалевич, ослаблять идеологическое влияние Москвы на белорусский социум, в частности, уменьшая объем вещания российских телеканалов.


И все же белорусы сами себе на уме

Между тем поднятая на щит в разгар «братской интеграции» концепция «единого информационного пространства» Союзного государства способствовала тому, что сегодня мозги белорусов находятся в мощном пропагандистском поле России.

Показательно, что с декабря по март, согласно НИСЭПИ, доля респондентов, которые расценивают присоединение Крыма к России как «возвращение русских земель, восстановление исторической справедливости», выросла с 56,8% до 58,5% (а вот число тех, кто трактует это как «империалистический захват, оккупацию», уменьшилось с 31,6% до 22%).

Иначе говоря, в украинско-российском конфликте симпатии большинства белорусов остаются на стороне России.

Впрочем, желание объединяться с ней гораздо ниже: по данным того же мартовского опроса НИСЭПИ, на гипотетическом референдуме за такое объединение проголосовало бы 26,3%, против — 48,9%. То есть наши люди мыслят скорее в духе: дружба дружбой, а табачок врозь.

Между прочим, примерно такой же расклад был бы и на референдуме о вступлении в Европейский союз: за — 24,6%, против — 45%.

Из этого эксперты НИСЭПИ делают вывод, что во внешнеполитических ориентациях белорусов по-прежнему преобладают изоляционистские настроения.

Лично я вижу в этой опции плюс. При соответствующих условиях это может стать базой для некой условной финляндизации или швейцаризации (да уж, размечтался!) Беларуси.


Для трансформации нужна зрелость элит. И народа

Белорусские аналитики говорят сегодня о том, что аннексией Крыма, вмешательством на Донбассе Россия показала готовность удерживать свое геополитическое влияние в «ближнем зарубежье» и с помощью грубой силы.

Из чего делается вывод: в случае некой революционной смены власти в Беларуси, как это произошло на Украине в прошлом году, велик риск российского вторжения.

Однако такой риск уменьшается в случае плавной трансформации, смены власти демократическим путем, отмечает Карбалевич.

Другой вопрос, что для трансформации нужна зрелость элит. «На сегодня не приходится говорить, что у нас есть зрелая правящая элита. Впрочем, как и контрэлита», — добавляет собеседник Naviny.by.

Итак, после почти двух десятилетий «братской интеграции» остается печально констатировать, что белорусская нация оказалась в капкане собственной незрелости. Ее ждет или сползание в евразийскую яму, или мучительная ломка через реформы с неизбежным устранением «дикого крена» в сторону России.

Одно можно сказать точно: халявы не будет. Не получится, как некогда представлялось, без особой натуги вплыть в земной рай, присосавшись ракушкой к большому российскому кораблю. Сегодня он похож на «Титаник».

Оценить материал:
Средний балл - 3.09 (всего оценок: 44)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Цитируете Александра Галича - прекрасно. В Библии слово «бойтесь» встречается 64 раза. Из них 55 раз с частицей «не» и только 9 раз чисто со словом «бойтесь»: • Втор 13:4 ...Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь,.. • Нав 24:14 ...Итак бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности;.. • Лев 19:3 ...Бойтесь каждый матери своей и отца своего... • Пс 33:10 ...Бойтесь Господа, [все] святые Его,.. • Мф 10:28 ...а бойтесь более Того,.. • Лк 12:5 ...бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну:.. • Лк 12:5 ...ей, говорю вам, того бойтесь... • 1Пет 2:17 ...Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите... • 3Езд 16:68 ...бойтесь Его;.. Еще там сказано: «Тов 12:17 ...Но он сказал им: не бойтесь, мир будет вам..» А рай, насколько библию знаете, для запрета возврата людей охраняется херувимом с обращающимся мечом.
  • .... и балабол.)
  • Угу. Сердцу и уму воскликнувшего набоба куда ближе баран. Тот, что против новых ворот. А тут - прокол. Не все бараны, как хотелось бы. Генетику не исправишь окриками типа "цюрюк и шнель!" Максимум возможного - это физически уничтожить личность. Другие объявятся. И так же самодуров на... пошлют.
  • И что ж я должен себе представить? Раздвиньте,пожалуйста,возможности моей фантазии. Крутая мысль по теме! Слабак!)
  • Кстати, к Гессу я присоединюсь. Ну ладно там.. разрозненные вариации около темы, но троллинг сразу виден. Причём, тупо сварганенный по одной полицейской засаленной и захватанной руками методичке... Её применение сразу исключает возможность обменяться мнениями, лишая интереса и мотивации что-то написать.
  • Naviny, я разумею ваш плюралізм наконт дазволенасці у каментах, але падобны ТРОЛЛЬ-СПАМ з нулявымі адносіані да тэмы абмеркавання .... ... троль-"бедуіны" зніжаюць цікавасць да абмеркавання ... сваім прымітывам