Дружба с Минском не мешает Сербии держать курс на ЕС

Бесспорным приоритетом для Белграда является вхождение в объединенную Европу, и ставить под удар эту цель вряд ли рискнет даже пророссийски настроенный Николич.

Состоявшийся 18-20 ноября официальный визит в Беларусь президента Сербии Томислава Николича продемонстрировал важность Белграда для официального Минска. Вместе с тем существуют серьезные сомнения, что это сотрудничество сохранит нынешнюю динамику. 

 

В последние годы отношения между Минском и Белградом с точки зрения белорусского руководства представляют собой едва ли не идеал. Вот и во время нынешнего визита не было недостатка ни в признаниях единства политических подходов, ни в обещаниях продолжать поддержку друг друга на международной арене, ни в масштабных планах расширения торгово-экономического сотрудничества.

Товарооборот впечатляюще вырос

Действительно, двустороннее экономическое взаимодействие, быстро развиваясь, стало достаточно внушительным, особенно если учесть, что Сербия — относительно небольшая страна. Если в 2003 году взаимный товарооборот составлял всего чуть более 15 миллионов долларов, то в прошлом — уже 250 миллионов при положительном для нашей страны сальдо в 13 миллионов. А за 8 месяцев текущего года при почти двухсотмиллионном обороте положительное для нас сальдо достигло 50 миллионов.

Поэтому не вызывает удивления поставленная на переговорах между президентами задача выйти в ближайшие пару лет на полмиллиарда долларов. Правда, помнится, тот же ориентир назывался и на предыдущей встрече, состоявшейся в Минске два с половиной года назад…

К тому же несколько смущает тот факт, что более половины белорусского экспорта в Сербию составляют продукты нефтепереработки. Поскольку цены на энергоносители падают, возможность впредь наращивать экспорт под сомнением. Да и львиная доля импорта приходится на такой специфический товар, как овощи и фрукты.

Драгомир Карич рисует фантастические перспективы

Впрочем, взаимодействие в хозяйственной сфере определяется отнюдь не только торговлей. Так, 20 ноября Лукашенко и Николич приняли участие в торжественной церемонии закладки памятной капсулы в знак начала строительства экспериментального многофункционального комплекса «Минск-Мир». 

 

Официальные СМИ, естественно, предсказывают этому финансовому центру место в одном ряду с аналогичными структурами в Лондоне, Сингапуре, Нью-Йорке, Дубаи. А Драгомир Карич, один из владельцев сербской компании, которая будет реализовывать проект, обрисовкой грандиозных перспектив напомнил Остапа Бендера в шахматном клубе.

По убеждению сербского бизнесмена, в «Минск-Мир» непременно придут крупнейшие инвесторы со всего мира, престижные финансовые корпорации, банки, страховые и лизинговые компании, там будут развиваться хайтек-проекты, новейшие финансовые и банковские технологии…

Стройку предполагается закончить в 2027 году, однако инвесторы пообещали, что первые результаты будут видны через два года. Между тем большой уверенности в этом нет, поскольку 19 ноября Александру Лукашенко пришлось издать указ № 465, в соответствии с которым на три года сдвинуто окончание строительства «Маяка Минска». Это крупнейший торгово-развлекательный комплекс, в который вложено около 400 миллионов долларов сербских инвестиций. Между прочим, символическую капсулу в его фундамент тоже закладывал Николич…

Теперь вместо 2017 года комплекс будет построен лишь в 2020-м. Точно так же отодвинута на 2018 год застройка еще четырех жилых комплексов в Минске, которую намечалось завершить в 2015-м.

В свете этого не исключено, что одна из задач высокого гостя заключалась в том, чтобы убедить хозяев продлить сроки ввода в эксплуатацию ряда объектов, строящихся на средства, предоставленные тем же Каричем.

И это «славянское братство» может развалиться

Что же касается политической составляющей, то она на сей раз свелась почти исключительно к стандартной риторике. Пожалуй, единственным конкретным предложением в этом плане стала инициатива белорусского руководства провести в следующем году в Беларуси встречу глав республик, входивших в состав Югославии.

Цель форума остается не вполне понятной, так как взаимоотношения между теми сейчас вроде бы более или менее нормальные, если брать в расчет Косово и отчасти Боснию. Но именно участие последних, судя по официальной информации, не предполагается, так что миротворчество, скорее всего, здесь не главная цель.

Белорусские государственные СМИ объясняют успехи двустороннего сотрудничества взаимными визитами первых лиц. Безусловно, это играет некоторую роль, однако едва ли очень существенную.

Ведь по конституции Сербия является парламентской республикой, где реальная власть принадлежит премьер-министру, тогда как президент выполняет преимущественно представительские функции.

Между тем премьерами в Сербии, как правило, почему-то становятся лица, твердо ориентированные на вступление страны в Евросоюз и — о, ужас! — НАТО. Потому-то, несмотря на все осуждение Николичем европейских санкций против Беларуси, Сербия к ним присоединилась.

Бесспорным приоритетом для Белграда является вхождение в объединенную Европу, и ставить под удар эту цель вряд ли рискнет даже президент при всех своих воззрениях националиста и пророссийски настроенного политика.

Соответственно, ожидать, что идеологическая близость лидеров обеих стран, основанная на негативном восприятии Запада, принесет значительные и долгосрочные дивиденды в практической плоскости, не слишком оправданно.

Фото пресс-службы президента Беларуси