Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Как Лукашенко на билет до Москвы собирали. 20 лет назад началась «Минская весна»
    Если белорусы хотят лучшей жизни, причем жизни в своей стране, им придется вспомнить о гражданском мужестве, о факторе уличного протеста…
  2. Оправдает ли Вашингтон оптимизм последней диктатуры Европы?
    Белорусские власти надеются, что США отменят санкции «без придирок».


Политика

Отменят ли США вслед за Евросоюзом санкции против официального Минска?


4 марта в Вашингтоне обсудили целесообразность отмены санкций в отношении Беларуси. «Название для дискуссии подсказал сам президент Лукашенко!» — объявил в начале своего выступления профессор кафедры политологии Университета Теннесси Олег Манаев, более известный на родине как основатель независимого социологического института НИСЭПИ.



Фраза «Беларусь между молотом и наковальней», якобы когда-то сказанная белорусским президентом, похоже, действительно приглянулась организаторам мероприятия, проведенного вашингтонским Центром Уилсона и институтом Кеннана. Основные докладчики встречи — профессоры Олег Манаев и Григорий Иоффе (тот самый, что провел несколько часов в обществе Лукашенко и потом написал о нем книгу) — собирались приехать в американскую столицу еще в начале февраля, но тогда им помешал крупнейший за последние 15 лет снегопад.



Основной акцент в дискуссии был сделан на целесообразности экономических санкций. Выбор не случайный, если вспомнить, что в апреле администрация США должна вернуться к вопросу об отмене или продлении санкций в отношении официального Минска.

По мнению профессора Рэдфордского университета, автора ряда книг и статей о Беларуси Григория Иоффе, само их введение было бессмысленной затеей. На Западе ошибочно думают, что белорусов необходимо демократизировать и освободить от авторитарного режима. А между тем, уверен Иоффе, в Беларуси существуют исторические и культурные предпосылки именно для такой формы правления.

Григорий Иоффе

Сельский уклад жизни и советское наследие естественным образом объясняют стремление народа к «сильной руке», и другие модели для них являются инородными. Введению же санкций способствовала, в основном, некая сеть «борцов с режимом», к которой на Западе имеют обыкновение прислушиваться. Они-то и внедрили в сознание тамошних политиков мысль о том, что Лукашенко — недалекий человек и «последний диктатор Европы».

Большим заблуждением считает профессор Иоффе представление о белорусах как о типичных восточных европейцах, мечтающих выйти из-под российской пяты. По его мнению, близость к России — это еще одно естественное желание белорусов, которое не ослабло за годы независимости.

Социолог Олег Манаев, напротив, считает, что это желание уже ослабло. Причем как у населения в целом, так и у президента в частности. Спустя 20 лет Лукашенко постепенно отказывается от практики обвинения Запада во всех грехах, отмечает Манаев. На смену тезису о «защите Родины от натовского монстра» пришло осторожное «мы не часть русского мира».

Олег Манаев

Эксперты объясняют такую перемену в риторике, прежде всего, российско-украинским конфликтом. Как следствие — боязнь белорусского руководства стать следующей мишенью на пути продвижения «русского мира», а также снижение возможностей Москвы по финансированию белорусской модели из-за проблем в собственной экономике.

Там, где Иоффе приводит «исторические» аргументы, Манаев оперирует цифрами.

Да, белорусы по-прежнему по многим вопросам солидаризируются с россиянами. Но теперь уже не по всем и не так единодушно. Например, не находит поддержки у респондентов идея размещения российской авиабазы; уменьшилось число сторонников Евразийского союза, а продуктовые санкции большинство считает «разборками» между ЕС и Россией, от которых Беларуси лучше держаться подальше.

С другой стороны, всего 20,2% осудили аннексию Крыма, в то время как 65,7% назвали ее «восстановлением исторической справедливости». Белорусы либо одобряют действия России в Сирии (48,7%) либо считают, что у Москвы были на то законные основания (29,9%). Примечательно, что на вопрос «Какова будет ваша реакция на вооруженное вторжение со стороны России (либо НАТО)?» в обоих случаях примерно половина белорусов предпочла бы «адаптироваться к новой ситуации».



Наконец, по данным профессора Манаева, во время недавнего опроса 37,5% белорусов положительно оценили приостановление санкций ЕС против Лукашенко, отметив, что Минск выполнил требование Запада относительно политических заключенных. Против высказались лишь 19,1%.

Противник санкций Григорий Иоффе считает их «безголовой политикой». По его мнению, отмена санкций со стороны ЕС — это очередная победа Лукашенко. «Он имеет очень длительную историю этих выигрышей, — отметил Иоффе. — С 98-го он выиграл абсолютно все раунды. Хорошо это или плохо — другой вопрос».

Оппонент приглашенных экспертов, представитель Белорусско-американской ассоциации Валерий Ковалевский считает, что санкции, напротив, были недостаточно жесткими. Скорее, их можно назвать ограничениями в отношении ряда лиц, ответственных за нарушение прав человека после выборов 2010 года. А их отмена демонстрирует лишь отсутствие последовательности в действиях западных партнеров.

Валерий Ковалевский

Ковалевский также не видит, каким образом Беларусь на данном этапе могла бы извлечь выгоду из ситуации. По его мнению, белорусская система просто не готова к реформам. Им сопротивляется, прежде всего, сам Лукашенко, хотя о необходимости реформ говорят даже в его собственной администрации.

Начнут ли западные компании инвестировать деньги в белорусскую экономику в отсутствие верховенства права, независимых судов и внятного законодательства в сфере ведения бизнеса? Не похоже, чтобы правительства учли эти факторы, считает Ковалевский. А без этого отмена санкций превращается в чисто символический акт.


Вашингтон

Оценить материал:
Средний балл - 4.80 (всего оценок: 5)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева