Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Примет ли Минск сторону Москвы в случае военного конфликта с НАТО?
    Для «подмазки» военного союзничества Москва может дать Минску новые экономические преференции.
  2. Пять избирательных кампаний Лукашенко. 2010 год. Сможешь выйти на площадь?
    Это была одна из самых позорных кампаний белорусской оппозиции.


Политика

Санкции дороже жизни. В Беларуси вновь заговорили о моратории на смертную казнь


15 февраля Евросоюз снял санкции с Беларуси. Символично, что в этот же день 31-летний житель Минского района был приговорен к расстрелу. На фоне этих событий в Минске прошла международная конференция, посвященная проблеме смертной казни.


Вы нам — санкции, мы вам — смертную казнь

«На сегодня большинство стран в мире уже отменили смертную казнь, — начал свое выступление специальный представитель Евросоюза по правам человека Ставрос Ламбринидис. — Посмотрите на цифры: в 1965 году таких государств было 9, в 1978 году — 16, в 2016 году их более 150. Однако по-прежнему актуальным вопросом остается, почему Беларусь применяет смертную казнь. Ведь остальные 28 стран в Европе отказались от исключительной меры наказания».



Почему Беларусь по-прежнему является черным пятном на карте Европы, попытался объяснить депутат нижней палаты парламента Николай Самосейко.

По его словам, в 2010 году наша страна была гораздо ближе к решению данной проблемы, чем сейчас:

«После декабрьских событий 2010 изменилось отношение Совета Европы к Республике Беларусь, были введены санкции. Все это привело к тому, что вопрос введения моратория или отмены смертной казни был заморожен. Наши партнеры уже поняли: белорусский менталитет таков, что санкциями и диктатом ничего не добьешься. Санкции отодвигают отмену смертной казни».

И никого, кажется не волнует, что за каждым смертным приговором стоят не только осужденные, но также их родные и потерпевшие по делу. Все — граждане Беларуси, которые мало могут повлиять на взаимоотношения политиков.

Заместитель министра иностранных дел Валентин Рыбаков, правда, дипломатично отметил, что отмена санкции не связана с обсуждением темы смертной казни. Более того, он подчеркнул, что это не вопрос торга.

«Мы не на базаре, — заявил Рыбаков. — Я понимаю, отношение к тому, что делают политики за закрытыми дверями, может быть разным. Но поверьте, ни о каком торге по такому вопросу речь не идет. Мы не собираемся торговаться, менять какие-то ценности на другие, наши представления о том, как нам нужно жить, на какие-то обещания отмены санкций или угроз введения каких-то дополнительных санкций».


В 2012-м не было ни одного смертного приговора. И никто не вышел с протестами

Вторая причина, по которой в Беларуси так и не ввели мораторий на смертную казнь — теракт в минском метро, считает депутат Самосейко.

«Террористические акты в любой стране влияют на общественное мнение. В 2011 году количество сторонников смертной казни в Беларуси возросло», — заявил он.

Однако бывший генпрокурор Григорий Василевич в своем выступлении справедливо заметил, что как раз в 2012-м, то есть на следующий год после взрыва, в Беларуси не было вынесено ни одного смертного приговора.

«И я что-то не припомню, чтобы в 2012-м у народа были претензии или возмущения по этому поводу», — заметил юрист.

И еще одна причина, по которой в Беларуси, со слов Самосейко, до сих не могут отказаться от расстрельных приговоров — это общественное мнение.

Депутат, прежде всего, ссылается на результаты референдума 1996 года, когда большинство белорусов высказались против отмены исключительной меры наказания. При этом Самосейко заметил, что в те годы уровень преступности был гораздо выше. Кроме того, на момент голосования в уголовном законодательстве еще не было закреплено пожизненное заключение как альтернатива смертной казни (первый подобный приговор вынесен в 1998 году), а максимальны срок лишения свободы составлял 15 лет (сейчас — 25 лет).

По мнению депутата, при наличии пожизненного заключения результаты референдума могли быть совершенно иными.

Специальный представитель Евросоюза по правам человека Ставрос Ламбринидис обратил внимание, что в большинстве стран, где отказались от смертной казни, также были высокие показатели среди сторонников данного вида наказания. Однако высшее руководство проявило политическую волю.


Спецпредставитель ЕС по правам человека Ставрос Ламбринидис
и глава представительства ЕС в Беларуси Андреа Викторин


«Я понимаю гнев людей, которые говорят, какого еще наказания заслуживает тот, кто убил или изнасиловал маленького ребенка. Хорошо, оставим вопрос достоинства преступника. Но я хочу спросить, что же с нашим достоинством? Я не позволю убийце превратить меня в убийцу. Обязательство цивилизованных стран — быть выше мести и принципа «око за око», — считает Ламбринидис.

Он также подчеркнул, что многочисленные исследования показывают, что наличие смертной казни не гарантирует снижение преступности в обществе.

Бывший начальник колонии особого режима в Казахстане Игорь Мирошниченко рассказал, что по долгу службы он общался с каждым приговоренным к пожизненному заключению.

«Я спрашивал у них, неужели такое суровое наказание как смертная казнь, а потом пожизненное заключение как альтернатива не заставило вас остановиться и задуматься. И каждый мне отвечал, что в момент совершения преступления не думал, какое именно наказание его ждет. Это говорит о том, что смертная казнь не является устрашающим фактором», — отметил эксперт.


За 25 лет в Беларуси к смертной казни приговорили более 400 человек

В последние годы статистика говорит о том, что в Беларуси смертная казнь применяется в единичных случаях — за убийства при отягчающих обстоятельствах. Вместе с тем, если посмотреть на цифры, начиная с 1991 года, то к расстрелу было приговорено более 400 человек.

Чтобы понять, много это или мало, достаточно представить поезд из восьми плацкартных вагонов — в него бы как раз вместились все осужденные на смертную казнь.

Известно, что президент помиловал только одного осужденного, хотя просьбу о помиловании направляли сотни.

Сейчас в «коридоре смерти» в СИЗО на Володарского находится четыре человека. Сергей Иванов, осужденный за жестокое убийство девушки в Речице, уже прошел все суды и ждет решение по своей жалобе из Комитета ООН по правам человека. Иван Кулеш, приговоренный к расстрелу за убийство трех лидских продавщиц, все еще ждет рассмотрения дела в Верховном суде. Житель Вилейки Геннадий Яковицкий, осужденный за убийство сожительницы, также направил жалобу в ВС. Та же ситуация и у Сергея Хмелевского, приговоренного к смертной казни в день, когда стало известно, что Евросоюз снимает санкции с Беларуси.

Бывший генпрокурор Григорий Василевич предложил три варианта отмены смертной казни или приостановки применения крайней меры.

Первый — самый радикальный — изъять данное наказание из уголовного законодательства, за исключением преступлений террористической направленности, в результате чего погибли люди. Второй — сохранить данную норму в УК, но принять декрет или указ президента о приостановлении исполнения смертных приговоров. И третий — введение моратория.

По мнению европейских политиков, сейчас идеальное время, чтобы Беларусь решилась на этот важный шаг. Главный вопрос, готов ли поступиться принципами Лукашенко.

Оценить материал:
Средний балл - 4.43 (всего оценок: 7)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • С момента принятия решения об использовании смертной казни в Беларуси выросло новое поколение, у которого никто не спрашивал хочет оно чтобы была смертная казнь или нет. Зато умерли многие из тех кто 20 лет назад голосовал за смертную казнь. Не было в 1996 году информации о том, что в СССР многих невиновных лишали жизни, а виновные гуляли на свободе. Люди не понимали толком что смертная казнь - это возможность отправить на тот свет не виновных людей. В Беларуси смертная казнь слишком жестокая для родных казненных. Смертная казнь не гарантирует снижения уровня преступности. Я против смертной казни