Лукашенко и Запад: кто кого «наклоняет»?

Понятно, что Лукашенко не стал и не станет демократом, но даже ради сохранения власти президент Беларуси вынужден лавировать, уступать…

Сегодня белорусские власти компенсируют для себя экономическую фрустрацию неким моментом международного триумфа. Были изгоями, «последней диктатурой Европы» — а теперь вот западники расшаркиваются, благодарят за нейтралитет и миротворчество.

«При этом, на самом деле, Беларусь ведь не меняется, она остается такой же, как была и до этого. А вот прочтение, интерпретация Беларуси и наших действий становится другой, более глубокой и более объективной», — не без гордости заявил заместитель министра иностранных дел Валентин Рыбаков 5 мая в Минске на международной конференции «Минский диалог — осмысление международной безопасности Беларуси».

Такая трактовка выигрышна для властей, поскольку подразумевает, что они всё делали и делают правильно, а вот Европа и Америка, мол, осознали свои ошибки и теперь понемножку исправляются.

Москва — Минск — Брюссель — Вашингтон: многослойный сюжет

Да, Александр Лукашенко не раз козырял в своей грубоватой стилистике, что его не может-де «наклонить» ни Москва, ни Запад. Сегодня кое-кому в Москве кажется, что западники если не согнули, то переманили «батьку». В свою очередь, часть белорусской оппозиции, напротив, корит Запад за беспринципность, сдачу позиций, отход от ценностей: мол, согласились на геополитическую сделку с режимом, который по-прежнему душит свободу.

Но все эти трактовки однобоки, идеологизированы, не учитывают ряда тонких опций. Сюжет, который развивается сегодня по линии «Москва — Минск — Запад», на самом деле многослоен и диалектичен. Отмечу, что и Запад отнюдь не представляет собой некий монолит (интересы ЕС и США, например, тоже расходятся), но это отдельная тема.

Валерий КарбалевичДа, в целом политика Запада в отношении Беларуси изменилась, однако при этом изменилась и политика официального Минска, отметил в комментарии для Naviny.by участник конференции, эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.

По его словам, «скорее даже, это Запад среагировал на изменение политики Минска».

В частности, напомнил собеседник, Беларусь дистанцировалась от Москвы в украинском конфликте, «пытается демонстрировать политику балансирования», в прошлом году были освобождены политзаключенные, наблюдается некое условное смягчение внутренней политики (оппозиционеров не арестовывают, а лишь штрафуют за несанкционированные акции).

Понятно, что Лукашенко не стал и не станет демократом, европейские ценности ему, по большому счету, так же чужды, как и прежде. Но даже сугубо ради сохранения своей власти президент Беларуси вынужден лавировать и в чем-то уступать условиям Брюсселя и Вашингтона.

С другой стороны, Запад и впрямь скорректировал приоритеты в застарелом белорусском вопросе под влиянием украинского кризиса и других вызовов безопасности. Минску удалось выгодно подать свою роль «донора региональной стабильности».

Закрыт ли вопрос российской авиабазы?

Вольфганг ЗендерВ частности, Лукашенко набрал баллов у западников довольно дерзким отказом размещать у себя российскую авиабазу. На конференции «Минский диалог» эта тема тоже фигурировала. Например, Вольфганг Зендер из Фонда Аденауэра отметил, что размещение российского войскового контингента в Беларуси «не только повысит уровень недоверия, но и увеличит угрозу случайной войны».

Некоторые аналитики полагают, что Минск уже отбился от базы. Точнее, у российских стратегов ослабла в ней нужда. В частности потому, что эти же задачи (нейтрализация военных объектов НАТО в странах Восточной Европы) могут выполнять комплексы «Калибр», позволяющие запускать крылатые ракеты на 2,6 тысячи километров, скажем, с кораблей в Каспийском или Черном море.

Между тем Кремль все равно может еще вернуться к вопросу размещения авиабазы в Беларуси, считает руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников. В комментарии для Naviny.by эксперт подчеркнул, что «под этим решением подписались такие фигуры, как Шойгу, Медведев, Путин, для которых это вопрос престижа, сохранения лица».

Но дело, конечно, не только в самолюбии названных вип-персон. По мнению Поротникова, база нужна Москве, во-первых, чтобы подчеркнуть несамостоятельность политики Минска; во-вторых — чтобы показать своему электорату: Россия по-прежнему сильна и продвигает свои интересы, свое влияние вовне.

Аналитик не исключает, что в определенных условиях (дальнейшая деградация Беларуси, потеря управляемости страной) база может быть использована и для вмешательства во внутренние дела (тем более что под ее вывеской могут размещаться не только авиационные силы).

Но на сегодня эта цель наверняка не на первом плане, полагает собеседник Naviny.by. «Опыт конфликта с Украиной показал Москве, что у нее маловато ресурсов для полноценного противостояния с Западом», — сказал Поротников.

Разрядка работает на режим или на Беларусь?

Так или иначе, сегодня белорусское руководство хочет ковать железо, пока оно горячо. То есть побыстрее получить материальные выгоды от нормализации отношений с Европой и США.

Выступая 21 апреля с посланием народу и парламенту, Лукашенко заметил, что в отношениях с Западом наступил этап «некой говорильни». И без обиняков разжевал: «В сотрудничестве с Западом нас интересуют прежде всего инвестиции, трансфер технологий, создание передовых совместных производств, участие белорусских компаний в международных производственных цепочках».

Размораживание отношений Минска с Западом — процесс неоднозначный, отмечает Карбалевич. В нынешних условиях наряду с плюсами для Беларуси этот процесс дает властям «дополнительные возможности для сохранения нынешней неэффективной социальной модели» (в частности, западные кредиты де-факто будут укреплять режим), говорит аналитик.

Я бы добавил: экономических чудес от этой оттепели не стоит ожидать по той простой причине, что Лукашенко упорно отказывается от комплексных реформ. Запад же не станет серьезно вкладываться в административно-командную модель советского образца.

Но если сопоставлять в целом плюсы и минусы процесса, то, с моей точки зрения, плюсы весомее. Все-таки капля камень точит. И в какой-то мере западники могут подтянуть нашу экономику, помочь в технологическом перевооружении. В том числе — через мягкое принуждение к реформам (иначе не дадим денег!). И хотя здешние начальники будут по-прежнему хорохориться, что их никто не «наклонит», кое-какие преобразования все же вероятны.

Наконец, изолированная Беларусь гораздо больше рисковала бы стать субъектом Российской Федерации. Независимость же — наша сверхценность, остальное — будем оптимистами — рано или поздно приложится.


  • Охосспади, Поротников... Спасибо, что не Фельгенгауэр. "Но дело, конечно, не только в самолюбии названных вип-персон..." Ну очень научный аналитический подход. От Путина и отворачивались, и на коллективном фото с краю ставили типа изгой, а сегодня, бают, к нему главный японец приезжает. Видимо, Поротникова забыл спросить.
  • В силу событий последних лет Беларусь начала играть важную роль в регионе, вот Запад и подлизывается, только верить ему нельзя. Если лижут, значит какуюто в том выгоду для себя увидели.
  • [quote="Стас"]В силу событий последних лет Беларусь начала играть важную роль в регионе[/quote] Имеете в виду важную роль в урегулировании событий шествия "зеленых" кузнечиков и цвета "колорадо" жуков по оккупации территории Украины?