Минск обеспокоился информационным влиянием Москвы

Беларусь не может позволить себе резких шагов в отношении российских СМИ, чтобы не провоцировать восточного соседа.

В Беларуси планируют создавать общее информационное пространство с Россией, но при этом весьма обеспокоены доминированием российского информационного контента в стране. Формально Минск продолжит поддерживать интеграционные процессы, одновременно пытаясь сделать более конкурентоспособными свои государственные медиа, считают эксперты.


Адепты общего информационного пространства Беларуси и России

Беларусь и Россия намерены создать «общее информационное пространство». План мероприятий по его созданию на 2016-2020 годы был одобрен на недавнем заседании Совета министров Союзного государства в Могилеве.

По словам министра информации Беларуси Лилии Ананич, две страны намерены вместе противостоять деструктивным проявлениям в интернете и содействовать «всестороннему объективному освещению процессов жизни в Беларуси и России».

Минск беспокоит обилие российского контента

Но при том что Мининформ намерен развивать информационное сотрудничество с Россией, в Администрации президента Беларуси обеспокоены превалированием в белорусском информационном пространстве российских СМИ.

Контент Российской Федерации в белорусских СМИ доходит до 65%, заявил 15 мая в интервью телеканалу ОНТ замглавы Администрации Игорь Бузовский. «Это нас не должно не настораживать с точки зрения национальной культуры, информационной безопасности», — подчеркнул Бузовский, в чьем ведении находятся вопросы идеологии.

Высокий уровень российского контента он, с одной стороны, назвал позитивом, «потому что это интеграция культур, взаимодействие в самых разных плоскостях». «В то же время мы должны понимать, что нам необходимо нарабатывать и творческий, и политический потенциал телевидения на информационных площадках», — заявил представитель Администрации (имея в виду, судя по всему, белорусское телевидение).

Эксперты сомневаются, что чиновникам двух стран удастся создать некое единое информационное пространство с паритетным участием обеих сторон — слишком уж разные и условия работы, и финансовые возможности у белорусских и российских СМИ.

Кроме того, Беларусь готова углублять интеграцию в различных сферах лишь до того момента, пока это не угрожает потерей контроля над национальным сегментом информационного поля.

Власти проговаривают свои тревоги

«Я вообще не очень понимаю, о чем идет речь в, так сказать, институциональном плане, — сказал политический аналитик Юрий Дракохруст, комментируя БелаПАН тему создания общего информационного пространства Союзного государства. — Де-факто единое пространство есть. Точнее, если говорить правильно, российское информационное пространство накрывает Беларусь. Понятно, что и профессиональный уровень выше, и ресурсов больше у российских СМИ. Поскольку Беларусь не предпринимает каких-то специальных мер, как Украина или балтийские страны, чтобы это влияние снизить, то, соответственно, эти СМИ и доминируют в Беларуси».

Аналитик отмечает, что по уровню доверия аудитории в Беларуси российские телеканалы довольно успешно конкурируют с белорусскими.

При этом он подчеркивает, что в структурах белорусской власти «есть разные течения». Это видно, если сопоставить заявление Ананич и последующее высказывание Бузовского.

«Это человек, который рангом выше или как минимум равен Ананич, — сказал Дракохруст. — И смысл его заявления сводится к тому, что в Беларуси наблюдается избыток российского контента, и хорошо было бы сделать так, чтоб его было поменьше. Если два этих заявления ставить рядом, то это две совершенно противоположные линии».

Дракохруст не исключает, что в ближайшие месяцы можно будет наблюдать «разные телодвижения в ту или иную сторону».

«Я бы тут вспомнил и апрельское послание Лукашенко народу и парламенту, потому что значительная часть того, что он тогда говорил о России, сводилась к жалобам, что на нас клевещут, нас обижают, нашу политику неправильно интерпретируют. Думаю, что слова Бузовского в известном смысле были таким операционным продолжением того, что говорил Лукашенко», — отметил аналитик.

Если представитель Администрации делает такое заявление, «значит, оно согласовано или ему поручено такое сказать на очень высоком уровне», считает Дракохруст.

Отключать российские телеканалы побоятся

По прогнозу Дракохруста, дальнейшая информационная политика Беларуси будет противоречивой, хаотической.

С одной стороны, отмечает он, власти не хотели бы отключать российские каналы, так как и население к ним привыкло, и «обижать старшего брата не хочется, потому что его нравы все видят и понимают».

«С другой — не хочется оказаться жертвой очередных «Крестных батек». Все же белорусская власть опасается пустить в свой огород российские СМИ пастись как угодно, потому что отношения могут и испортиться, а допустить у себя новый вариант информационной войны небезопасно», — рассуждает эксперт.

Бороться с доминированием российских СМИ в Беларуси в идеале можно созданием своего более качественного контента. Аналитик не исключает, что на белорусских каналах могут запустить новые информационные проекты, но это зависит от денег, которых сейчас не хватает.

В то же время, подчеркивает он, в рамках общего информационного пространства о каком-то равенстве и паритете российских и белорусских СМИ вряд ли можно будет говорить.

«Искусственно, конечно, можно вводить какие-то квоты, — сказал Дракохруст. — Но необходимо понимать, что потенциал российских СМИ и в смысле ресурсов, и в смысле талантов выше, он совершенно несравним с белорусским. Российский Первый канал может держать корреспондентов по всему миру, а белорусское телевидение не может. Оно хотя бы в этом будет проигрывать».

По части развлекательных программ российское телевидение тоже далеко впереди. «Давайте будем объективными. Тем более что в Беларуси это все страшно огосударствлено. А государственное — оно такое и получается. В России куда больше частных денег на это идет, поэтому там эта система куда более гибкая, чем белорусская», — отметил собеседник.

В то же время, говорит он, у белорусских СМИ может и получится создать тот контент, который способен конкурировать с российским. «Они будут пробовать что-то создавать. Может, что и получится. Нельзя сказать, что поражение предрешено, для меня это не факт», — подчеркнул Дракохруст.

Необходимо парировать информационные угрозы

В свою очередь, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Минск) Арсений Сивицкий отмечает, что заявление Ананич носит декларативный характер и вписывается в общую логику интеграционных процессов с Россией.

«Формально мы создаем очень много общих, единых систем — единая региональная группировка войск, единая система ПВО, единая таможенная территория формально, — сказал Сивицкий в интервью БелаПАН. — Но, тем не менее, мы видим, что каждая из сторон стремится сохранить национальный суверенитет над той или иной частью этих общих интегрированных систем. И с информационной сферой будет та же самая история».

Максимум, о чем можно здесь говорить, считает политолог, так это о том, что государственные информационные ресурсы двух стран продолжат обмениваться контентом; может быть, будут появляться совместные ресурсы.

«Но говорить о том, что в результате этой интеграции белорусское руководство позволит потерять национальный суверенитет и контроль над информационным пространством, было бы неправильно», — подчеркивает собеседник.

Он напомнил о «беспрецедентной информационной атаке российских СМИ в отношении Беларуси и белорусского руководства» в 2010 году.

«Никто не знает, о чем думают в Кремле и возможно ли повторение такой атаки. В этом плане очень важно уметь все эти информационные угрозы парировать, а это возможно обеспечить только пока сохраняется национальный контроль над информационным полем», — подчеркнул Сивицкий.

Наиболее простым, но не самым лучшим путем для этого эксперт называет фильтрацию российских СМИ в Беларуси.

«Второй путь — производство своего качественного контента, который мог бы конкурировать с содержанием российских СМИ и таким образом замещать его, — говорит Сивицкий. — Для этого, конечно, необходимо реформирование всей информационной сферы в Беларуси, создание соответствующей кадровой инфраструктуры, которая способна была бы генерировать этот качественный, интересный, интерактивный контент, который мог бы влиять на формирование той или иной точки зрения».

Власти время от времени «как бы намекают нашим государственным холдингам и другим медийным организациям, что надо работать качественно», отмечает собеседник, «но у них пока что не получается».

«Это обусловлено тем, что в Беларуси отсутствует медийный рынок и мы не совсем еще приспособились к этой новой информационной эре», — сказал эксперт.

Он отметил, что власти уже пытались преобразовать госСМИ путем создания холдингов, «но это, как всегда, получилось просто механическое объединение без какого-либо качественного превращения».

Сейчас же, говорит Сивицкий, речь идет о том, чтобы эту ситуацию кардинально изменить, потому что это и вопрос национальной безопасности.

«Это вопрос того, каким образом не допустить деструктивного влияния извне, потому что в случае Украины — он здесь особого внимания заслуживает — с помощью, в том числе, массированного потока пропаганды и психологического воздействия были созданы основания для конфликта на востоке Украины. Эти уроки мы тоже должны извлечь», — уверен эксперт.

В случае если между Беларусью и Россией случится новая информационная война, белорусская сторона продолжит фильтрацию российского контента (как это было в 2010 году. — ред.), уверен Сивицкий.

«Не думаю, что можно будет говорить о резких движениях типа закрытия каких-то российских СМИ в Беларуси, — сказал он. — Но есть такая штука у нас замечательная, как требование о том, чтобы все публикуемые материалы как в государственных, так и негосударственных СМИ соответствовали законодательству Беларуси. В этом плане государство сохраняет себе широкое окно возможностей, чтобы в случае необходимости ограничивать влияние тех или иных СМИ независимо от их происхождения. С моей точки зрения, в нынешних геополитических обстоятельствах это, безусловно, правильно».

В то же время эксперт отмечает, что Беларусь не может позволить себе резких шагов в отношении российских СМИ, чтобы не провоцировать восточного соседа.

Беларусь старается как минимум не упустить контроля

Стоит обратить внимание и на то, что в последнее время белорусские власти не устраивали больших пресс-туров для представителей российских региональных СМИ. Возможно, это связано с сокращением финансирования на подобные мероприятия.

Однако вторая причина, по мнению Сивицкого, заключается в том, что «позитивная отдача от таких пресс-туров значительно снизилась».

«Во многом это связано с тем, что в России в медийной сфере образ Беларуси как братской союзной страны радикально трансформировался в сторону ухудшения. Сегодня контент-анализ российской медиасреды показывает, что события в Беларуси освещаются или нейтрально, или же очень ангажированно, нередки обвинения в том, что Беларусь — предатель, отворачивается от России в пользу сотрудничества с Западом, что Беларусь и ее руководство ведут себя нелояльно, пытаются усидеть на двух стульях», — отметил он.

Сивицкий подчеркивает, что тот способ и приемы освещения событий, которые применялись в российских СМИ по отношению к Украине, сейчас начинают применяться и по отношению к Беларуси.

«И это, конечно, очень тревожный сигнал, на который мы должны обратить внимание и быть готовыми к абсолютно любому развитию событий», — говорит эксперт.

Но формально, отмечает он, Беларусь продолжит строить Союзное государство с Россией. «Формально мы готовы идти на любую интеграцию до тех пор, пока учитываются наши национальные интересы и пока Беларусь сохраняет контроль над национальным сегментом того, что интегрируется», — резюмировал Сивицкий.


  • Я думаю тот факт что российских СМИ в нашей стране больше никого не должен настораживать. Мы братские народы, у нас общая культура, быт, прошлое и уверен будущее.