Визиты Алексия II в Беларусь свидетельствуют о кризисе православия



Александр ВЕЛИЧКО


Коллаж Светланы Ветровой

В мае состоялся визит в Беларусь патриарха Московского и всея Руси Алексия II. За период с 1991 года это пятое посещение страны настоятелем Русской православной церкви. В руководстве Союза христиан веры евангельской полагают, что участившиеся визиты Алексия II в страну свидетельствуют о нарастании кризиса православия.





Если говорить о роли православной церкви в жизни Беларуси, то по политическому влиянию в обществе она лидирует, а по количеству активных верующих, на наш взгляд, ведущим является протестантизм.





Вообще в мире православная церковь сегодня локализовалась на определенных территориях. Ее наиболее крупная ветвь — Русская православная церковь — насчитывает от 70 (по независимым данным) до 250 миллионов (по православным источникам) верующих. О Вселенском патриархате православия (Константинопольской церкви) можно сказать, что его не существует, от него ничего не осталось, кроме иерархов и нескольких приходов. Греческая же православная церковь насчитывает не более нескольких миллионов прихожан.





Замкнувшись в себе, православная церковь традиционно пытается защитить свои так называемые канонические территории от миссионерской деятельности других христианских конфессий. В стремлении отстоять свою паству православие осуждает прозелитизм и свободу выбора человеком той или иной веры.





Кстати, если уж смотреть в самую глубь веков, традиционной религией для белорусов является язычество. И не следует забывать, что в истории Беларуси были эпохи доминирования католицизма, протестантизма (кальвинизма) и православия. Причем в XVI веке, когда протестантизм главенствовал в Беларуси, страна (автор имеет в виду Великое княжество Литовское, куда входили и белорусские земли. — Прим. ред.) переживала свой золотой век. Православию же сейчас невыгодно вспоминать, какими методами оно достигало своего первенства. В общем-то, отношение православной церкви к нравственности стоит отдельного разговора. О каком уважительном отношении Белорусского экзархата Русской православной церкви к другим конфессиям можно говорить, если иерархи православия награждают грамотами таких журналистов, как Евгений Новиков, Нина Янович и Нина Чайка? Людей, которые обвиняют пятидесятников в жертвоприношении, баптистов — в изнасиловании девушек, протестантов — в насилии по отношению к беременным женщинам, которых якобы заставляют делать аборты с целью вырождения нации. Но все эти измышления ни к чему не приведут, так как белорусы — толерантная нация и умеют отличать правду ото лжи. Кстати, среди предпринимателей-протестантов, которые придерживаются тезиса "Доброе имя лучше большого богатства", нет ни одного, кто бы платил своим сотрудникам маленькую зарплату или задерживал бы ее.





Сегодня православие в Беларуси стало заметно уступать свое влияние другим христианским конфессиям. Так, за период с 1988 по 2001 год удельный вес православных снизился с 52 до 44 процентов, а католиков — с 15,7 до 15,5 процента от общего числа верующих. Численность же протестантов за эти годы возросла с 29 до 36 процентов от всех исповедующих ту или иную религию. По последним данным, в Беларуси действуют 1.224 православных, 432 католических и 957 протестантских общин. Причем примерно 500 протестантских общин различных деноминаций находятся в стадии регистрации.





Если говорить об учете паствы, то необходимо подчеркнуть, что в отличие от других конфессий православная церковь учитывает пассивно верующих, то есть тех, кто нерегулярно посещает храм. Так, в результате опроса 300 респондентов, проведенного социологической службой Союза христиан веры евангельской на улицах Минска, выяснилось, что из 40 процентов опрошенных, которые твердо назвали себя православными, только 3 процента регулярно посещают церковь. Все остальные бывают в храме не более одного раза в год. Вместе с тем, ни один из тех, кто назвал себя православным, не мог перечислить требования церкви к верующим.





Причины падения авторитета православия связаны с глубокими историческими корнями протестантизма и католицизма, с неумением православных иерархов признавать ошибки своей церкви (в том числе покаяться за реки крови, пролитые при обращении в свою веру в разные периоды истории, а также за соучастие в преступлениях советского тоталитарного режима).





Чтобы восстановить свой приоритет, Белорусская православная церковь готовит конкордат с Министерством образования, рассчитывая, что оно обеспечит православию монопольное право на проповедование своих идей в учебных заведениях. С реализацией это плана православие в Беларуси, по сути, превратится в государственную религию.





Восстановлению доминирующей роли православия служат и нормы новой редакции закона о свободе вероисповедания, которая может быть принята нижней палатой белорусского парламента в ближайшее время. Причем эти положения существенно нарушают основные права граждан. Среди таких норм можно назвать фактическое введение цензуры на периодику, любые другие печатные издания, аудио- и видеопродукцию религиозного содержания и увеличение вдвое (с 10 до 20 человек) минимального числа верующих для регистрации общины. Это положение создаст дополнительные препоны в и без того сложном деле регистрации общин. Так, 277 общин христиан веры евангельской сейчас находятся в стадии регистрации, причем некоторые из них не могут пройти ее более двух лет. Наиболее сложные проблемы при регистрации наших общин возникают в Витебской, Гомельской, Гродненской и Могилевской областях. В прошлом году регистрацию прошли только 43 общины из более чем 300.





Кроме того, 27 апреля с. г. наконец-то принято положение об Экспертном совете Комитета по делам религий и национальностей при Совете министров. Согласно этому документу решения совета нельзя оспорить и отменить. Экспертный совет наделен такими полномочиями, которые делают его совершенно непогрешимым. Причем если формируется совет Комитетом по делам религий и национальностей при Совете министров, то изменение персонального состава совета находится только в его собственной компетенции. Более того, председатель комитета не может вмешиваться в действия совета. Самое же интересное состоит в том, что когда деятельность совета выходит за рамки положения, оно может быть изменено решением членов этого же органа.





Я полагаю, что деятельность Экспертного совета также будет направлена на восстановление приоритета православия в Беларуси. Недаром же так зачастил в Беларусь Алексий II, не случайна его трогательная дружба с белорусским президентом…