Другие материалы рубрики «Общество»

  1. ‏Байнет шутит: у весны не женское лицо
    Погода в Беларуси располагает не только к проведению шествий и митингов, но и создает на улицах крайнее разнообразие в одежде прохожих...
  2. Жители Лоева оставили потомкам подборку статей о XXIII съезде КПСС
    Послание потомкам 50-летней давности найдено при реконструкции стелы на центральной площади райцентра…


Общество

Собачий погост. Пока его нет даже в планах


Фото photo.bymedia.netКладбища для животных ни в Минске, ни в других крупных городах нашей страны нет. Тем временем только в столице ежедневно умирают десятки домашних любимцев. Согласно действующим санитарным нормам хозяин должен обратиться на ветеринарную станцию по месту жительства и отвезти мертвое животное на скотомогильник в деревню Дегтяревка, что в 13 километрах от Минска. Но мало кто решается бросить тельце четвероногого друга в глубокую бетонную яму, заполненную трупами животных. Люди предпочитают решать проблему захоронения своих питомцев самостоятельно...

Совсем маленьким щенком Виктор Азманов принес в свой дом собачку — карликового пинчера. Не привязаться к ней было невозможно. Микка, так ее назвали домочадцы, была очень ласковой и нежной ко всем окружающим. 17 лет она прожила в доме Виктора, став, как водится, полноправным членом семьи. А когда умерла от старости, ни у кого не поднялась рука бросить Микку в общий могильник. Ее закопали в лесу далеко за городской чертой.

Однако основная масса людей хоронит умерших четвероногих друзей прямо в городе. Но проблема в том, что такие захоронения наносят ущерб экологии столицы. Кроме того, что место захоронения должно находиться минимум за километр от жилых домов, могилу необходимо дополнительно обрабатывать дезинфицирующим раствором. Ведь нередко животное гибнет от инфекционной болезни, например, чумы плотоядных (ее еще называют "чумкой"). А возбудители многих заболеваний продолжают жить еще долгие годы после смерти их носителя.

"Это действительно серьезная проблема, — считает председатель общества защиты животных "Ратаванне" Людмила Атрашкевич. — Дело не только в сентиментальности хозяев, которые очеловечивают своих питомцев настолько, что и похоронить их хотят как людей. Эта процедура и ритуал никак не организованы, поэтому труп обычно предают земле во дворе или парке, ставя под угрозу жизнь десятков других животных, которых здесь выгуливают. Да и молодые мамы тоже вряд ли захотят прогуливаться здесь со своими детьми. Так что вопрос надо решать обязательно".

Тем временем нишу на рынке уже заняли самодеятельные "ритуальщики". В газетах бесплатных объявлений можно найти, например, предложения о безболезненном усыплении питомцев, кремации и изготовлении надгробий. Делается это чаще всего подпольно. Поэтому по телефону люди, предлагающие такие услуги, разговаривают крайне осторожно. "В 100 долларов в любом случае уложитесь", — уверил меня мужской голос на том конце провода. И посоветовал захоронить животное и поставить ему памятник... на даче. В парках, мол, ненадежно: коммунальные службы периодически ровняют с землей могильные холмики, разбирают скромные надгробия. А на даче никто не потревожит вечный сон любимца, и к нему всегда можно будет прийти.

Между тем, в развитых странах уже многие годы успешно практикуется официальное кремирование умерших животных. По информации Минского крематория, здесь эти услуги не оказывают. Хотя, теоретически, могли бы. Всего в крематории работают четыре печи, способных обратить в пепел около 30 человеческих тел в день. На практике сжигается не более десяти. Это говорит о том, что одну печь совершенно свободно можно отвести для кремации животных. Заботливые хозяева не пожалеют на это денег.

На сегодняшний день между руководством Минского крематория и санстанцией этот вопрос согласован. Несмотря на то, что печи стоят рядом, никакого распространения инфекции от тел больных животных быть не может. Температура в 1200 градусов способна расплавить стекло, не то что уничтожить любую инфекцию. К тому же здесь нередко кремируют тела людей, зараженных СПИДом и другими смертельными заболеваниями. Без последствий.

Как бы там ни было, но вопрос кремации животных на официальный уровень не выносился. Вероятно, еще одна причина невозможности разрешения проблемы таким способом — в моральной ее стороне. Не все смогут понять и одобрить сжигание человеческих тел и тел животных в одном помещении. Следовательно, правильнее было бы построить пусть небольшой, но предназначенный специально для животных отдельный крематорий.

Ну а что касается кладбища для животных, то все разговоры по поводу его открытия пока так и остались разговорами. На сегодня ни место его расположения, ни архитектурный план, ни вопрос финансирования не решены.

Тем временем в Европе и Америке этот сервис давно налажен. Кладбища для домашних животных есть во многих крупных городах. Первое появилось в 1896 году в Нью-Йорке. В 1947-м — в Сан-Франциско на территории военного городка и было предназначено для захоронения служебных собак. А через год такие услуги стали оказывать в Вашингтоне.

Видимо, и нам пора идти по такому же пути решения вопроса. В этом заинтересованы все стороны — хозяева животных хотят иметь возможность цивилизованно, ни от кого не прячась, расстаться со своими четвероногими друзьями, а городские власти раз и навсегда решат серьезную экологическую проблему.

Председатель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Боровиков говорит, что комитет готов способствовать решению этой глубоко нравственной проблемы, если для жителей города она окажется актуальной. Также он добавил, что эта услуга должна быть доступна по стоимости людям разного достатка. В противном случае проблема останется открытой.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева