В Беларуси меняется законодательство о защите детей

Не смотря на принимаемые государством меры, родители и ближайшие родственники находящихся в приютах детей не проявляют инициативы, чтобы забрать их домой...

В Беларуси меняется законодательство о защите детейПостоянная комиссия по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации на расширенном заседании 21 февраля рассмотрела ряд изменений и дополнений в законы Беларуси, касающиеся вопросов государственной защиты детей в неблагополучных семьях.

Такая необходимость вызвана сложной демографической ситуацией в стране, когда смертность превышает рождаемость, а также вступлением в силу Декрета президента  № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», который, в первую очередь, нацелен на принуждение родителей, отказывающихся от воспитания своих детей, возмещать затраты на их содержание государству.

Изменения и дополнения предлагается внести в пять законов и семь кодексов страны, так или иначе связанных с защитой прав ребенка. Сам же проект закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной защиты детей в неблагополучных семьях" парламентарии рассмотрят в первом чтении на весенней сессии.

Главный принцип парламентариев здесь, как у врачей: не навредить, заметил председатель постоянной комиссии Юрий Кулаковский. Дети должны, по замыслу парламентариев, только выиграть от всех изменений в законодательстве. Отрадно, что при всей пользе от законопроекта, на которую надеются депутаты, его реализация не потребует дополнительных ассигнований из государственного бюджета.

Напомним, что в этой связи был предпринят ряд мер. Так говорилось про создание в Минске банка данных нерадивых родителей, проставление им в паспорта специальных меток.  В любом случае теперь люди, дети которых живут в государственных учреждениях, обязаны содержать их по закону. Исполкомы всех уровней представили в органы внутренних дел информацию о наличии в регионах рабочих мест для трудоустройства граждан, чьи дети находятся на содержании государства, о чем ранее сообщал на пресс-конференции глава МВД Владимир Наумов. Он также заметил: «Люди будут поставлены перед выбором: или идти работать и возмещать своим детям, или отбывать наказание в виде ареста. Причем, находясь за решеткой, им также придется работать и оплачивать государству содержание детей, для чего в пенитенциарной системе предполагается создание новых производств».

Эти жесткие формулировки и меры выполняют скорее устрашающую роль. В сиротских учреждениях столицы находятся более двух тысяч детей. Есть еще социальные приюты, куда дети от 3 до 16 лет помещаются максимум на полгода, либо в ожидании изменения ситуации в семье к лучшему, либо определения их в интернат или детдом, куда и отправляется большинство маленьких постояльцев. В девяти детских социально-педагогических приютах столицы в прошлом году побывали свыше 600 детей, сообщает агентство «Минск-Новости».

Ю. Кулаковский заметил, что из тех приютов, которые довелось посетить в последнее время, более половины детей родители уже забрали. При этом задается вопросом –– хорошо это или плохо? И отвечает, что неизвестно. Хорошо, если родители одумались, встали на путь исправления, нашли работу и вновь выстраивают семью. Плохо, если они забрали детей под страхом наказания в те же условия, из которых детей вырвали.

«Белорусские новости» попросили директора социально-педагогического центра Советского района Елену Перовскую рассказать, действительно ли заметна тенденция возвращения детей в семьи из приюта. Она пояснила, что как раз сегодня состоится заседание комиссии по делам несовершеннолетних Советского района, на которой должно быть принято решение о возвращении троих детей в семью из их приюта. Е. Перовская добавила: «За семь месяцев нашей работы это будет второй случай. Мы очень надеемся, что отец двоих сыновей и дочки приложит все силы, чтобы дети никогда больше не попали в государственное учреждение. В скором времени к ним присоединится мать, и мы очень надеемся, что все у них будет хорошо».

Теперь же в приюте живут 16 детей, хотя рассчитан он на 14. Е. Перовская отмечает: «Я бы не сказала, что процесс возвращения детей в семьи по инициативе родителей в последнее время активизировался. Действительно, для того, чтобы в семье изменилась ситуация в лучшую сторону, необходима длительная работа с психологами, социальными работниками. Сегодня я не вижу, что кого-то из наших маленьких жильцов можно вернуть в семью. Не прослеживается от родителей либо близких родственников детей инициатива их забрать. На них не влияет ни Декрет, ни постановления, другие достаточно строгие меры, которые применяются и будут в дальнейшем применяться к нерадивым родителям. Кстати, многие из них о вышеупомянутых документах и не слышали».

В этой непростой ситуации, когда люди не используют свой шанс остаться родителями, считает педагог, стоит пытаться искать детям замещающую семью. Пусть это будут не родные, но ответственные серьезные люди, способные дать ребенку возможность жить в семье.

«При этом работа с нерадивыми родителями будет продолжаться, поскольку мы понимаем, что когда удается восстановить, реабилитировать семью –– это наивысший результат нашей деятельности и всех остальных социальных служб», –– подытожила специалист.