Беларусь — Израиль: трудности перевода

Искра, вспыхнувшая между Беларусью и Израилем после недавних высказываний Лукашенко, в пламя пока не переросла...

Беларусь — Израиль: трудности переводаИскра, вспыхнувшая между Беларусью и Израилем после недавних высказываний Александра Лукашенко, охарактеризованных на Земле Обетованной чуть ли не как антисемитские, в пламя пока не переросла. Информация об отзыве из Минска израильского посла Зеева Бен-Арье, распространенная накануне некоторыми СМИ, не подтвердилась. Хотя посол из Беларуси действительно улетел.

Правда, Бен-Арье покинул нашу страну не по вызову из своего МИД, а просто улетел с семьей на родину в отпуск. Вместе с ним выехал первый секретарь посольства Игаль Койфман с семьей.

Как сообщили БелаПАН в посольстве Израиля, дипломаты «вылетели вечером 17 октября рейсом израильской авиакомпании «Эль-Аль» в недельный, заранее запланированный отпуск, который по времени случайно совпал с недавним заявлением г-на Бен-Арье по поводу высказываний главы белорусского государства Александра Лукашенко на встрече с журналистами российских региональных СМИ 12 октября».

25 октября Зеев Бен-Арье и Игаль Койфман должны приступить к исполнению своих обязанностей в диппредставительстве.

Напомним суть скандала.

Александр Лукашенко12 октября на пресс-конференции для российских СМИ в Минске Александр Лукашенко сказал: «Если вы были в Бобруйске, вы видели, в каком состоянии город? Страшно было зайти, свинушник был. Это в основном еврейский был город, вы знаете, как евреи относятся к месту, где они живут. Посмотрите в Израиле, я вот был… Я ни в коем случае не хочу их обидеть, но они не очень заботятся, чтобы подстрижена трава была, как в Москве, у россиян, белорусов. Такой город был… Ну есть где жить — и хорошо. Деревянные домики — неплохо, кирпичные — тоже. Мощеная улица — хорошо, нет — ну и ладно. Такой он был город. Мы его привели в порядок и израильским евреям говорим — ребята, возвращайтесь обратно. Я им сказал — с деньгами возвращайтесь».

Зеев Бен-Арье17 октября в комментарии БелаПАН посол Израиля Зеев Бен-Арье выразил «удивление и сожаление» высказываниями президента Беларуси в адрес евреев. «В этих высказываниях слышатся отголоски, как я надеялся, давно похороненного историей просвещенного человечества мифа о евреях неопрятных, грязных, дурно пахнущих, мифа антисемитского», — отметил дипломат. «Такое впечатление, что Бобруйск был независимой еврейской вотчиной со своим отдельным бюджетом, а не одним из белорусских городов, где ответственность за благоустройство и средства для этого были в руках официальных властей. Слава Богу, что сейчас находят средства на благоустройство», — сказал посол.

Вместе с тем он высказал пожелание, чтобы «белорусские города достигли уровня муниципальных и вообще социальных служб Израиля с его, скажем, медицинским обслуживанием, заботой о престарелых и инвалидах, борьбой с наркотиками, алкоголизмом и насилием в семье, оснащением детских садов и школ, хотя президент и усмотрел где-то неподстриженную траву».

Ципи ЛивниРезко отреагировала на высказывания белорусского президента и министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни. «Мировые лидеры должны взять на себя ответственность за борьбу против антисемитизма, который поднимает уродливую голову в различных частях мира, а не поощрять его», — заявила она.

Эта позиция была доведена и до белорусского посла Игоря Лещени, вызванного 18 октября в МИД Израиля для объяснений. После чего Игорь Лещеня выступил с заявлением, в котором дипломат отметил, что он более четырех лет был одним из помощников президента Беларуси и знает о «его добром отношении к еврейскому народу».

«А к выходцам из Беларуси у него отношение особенно теплое. Глава государства неоднократно повторял, что для Беларуси эти люди продолжают оставаться своими, родными. Именно им были адресованы слова белорусского президента в июле 2006 года: «Их судьбы нам не безразличны… Сегодня там конфликт — и нам больно», — говорится в заявлении белорусского дипломата.

Игорь ЛещеняИгорь Лещеня считает, что «на протяжении последних пяти-шести столетий нигде в нашем регионе евреи не чувствовали себя так защищенно, безопасно, как на белорусских землях». «Это уже традиционно доброе отношение к евреям сохраняется и в современной Беларуси», — уверен посол Беларуси в Израиле.

Лещеня указал, что летом 2007 года он посетил Бобруйск в составе группы руководителей белорусских дипломатических представительств. По его словам, сейчас еврейская община этого города немногочисленна, но он «буквально пропитан еврейской историей этих мест». «Ее там помнят, берегут. Ею гордятся. При посещении Бобруйска в этом городе в качестве посла в Израиле я был самым популярным руководителем белорусского дипломатического представительства», — подчеркнул посол.

Дипломат обратил внимание, что Бобруйск «действительно был преображен и очень похорошел». «Бобруйчане при поддержке государства старались достойно принять у себя республиканский праздник урожая. Обновленный, отстроенный Бобруйск — это и дань памяти, дань уважения многим поколениям членов еврейской общины, для которых этот город был родным», — подчеркнул Игорь Лещеня.

«Беларусь и антисемитизм — понятия несовместимые», — подчеркивается в его заявлении.

Сходное мнение высказывал и посол Израиля в Беларуси Зеев Бен-Арье в сентябре 2005 года в интервью «Народной воле». Антисемитизм «ни в коем случае не является угрожающим, государственным явлением в Беларуси», — сказал Зеев Бен-Арье.

«Существуют какие-то проявления пережитков антисемитизма бытового советского толка. Есть отдельные хулиганские проявления антисемитизма, которые, впрочем, существуют и во многих других странах. Может быть, не всегда делается достаточно для быстрого и оперативного расследования этих случаев, наказания виновных... С отдельными проявлениями антисемитизма можно и, на мой взгляд, нужно бороться решительнее. Но антисемитизма как государственного явления в Беларуси я не вижу», — заявил посол.

Конечно, можно предположить, что белорусского лидера в Израиле просто не так поняли, не учли своеобразие его речевой культуры. Но в отношении посла Израиля в Беларуси это предположение не оправдывается. Зеев Бен-Арье прекрасно говорит на русском и хорошо понимает белорусский. Он даже перевел несколько рассказов Василя Быкова на иврит.

Вместе с тем, следует отметить, что многие высказывания белорусского лидера на еврейскую тему, а высказывался он неоднократно, можно трактовать, минимум, как двусмысленные. Александра Лукашенко вообще частенько заносит и именно излишнее красноречие, скорее всего, а не его истинные убеждения, становятся причиной конфликтных ситуаций, касаемых не только евреев и Израиля.

В качестве иллюстрации приведем несколько цитат из выступлений президента Беларуси в различные годы. Для справки: Израиль Александр Лукашенко посетил с официальным визитом в начале января 2000 года.

1 февраля 2001 года на республиканском совещании «О мерах по решению проблем развития культуры и искусства»

«…Из меня ведь оппозиция делала антисемита. И вот визит в Иерусалим, в Израиль, встреча с президентом, настороженное ко мне отношение: ну как же, Лукашенко приехал, он чуть ли не концлагерь для евреев в Беларуси устроил. Такие небылицы туда забрасывали — просто ужас. Я ни разу ни одного еврея не оскорбил, я вообще интернационалист полнейший. Все, кто у нас сегодня есть — живите ради Бога и приезжайте, нам хватает земли. И евреи жили и живут, чего мы на них должны бросаться? Но я всегда говорю: у нас белорусское государство, и у нас у власти, в правительстве есть, разумеется, и русские люди, большинство — белорусы. Чего обижаться тут на нас, что большинство белорусы? Евреи на меня не обижаются, что у нас в Администрации президента всего два еврея, а не сто. (смех в зале) По-моему, даже по процентному отношению это больше. Я открыто об этом говорю.

И вот собрались евреи в Израиле, все ждут моего выступления. Я долго там выступал по их просьбе, наградил участников Великой Отечественной войны и говорю: «Вот с чем я не согласен, извините за прямоту, что вы из евреев в годы Великой Отечественной войны делаете какое-то покорное стадо. Да, были случаи — толпу ведут в реку, они идут, не сопротивляясь, и тонут. Это, кстати, и недостатки религии: смирение, смирение, смирение… Но знаете ли вы, что есть единственная страна в мире, где евреи вместе с ее народом воевали и сопротивлялись? Это Беларусь. И почему они сопротивлялись, почему воевали вместе с нами? Потому что там была такая возможность — воевать и сопротивляться. Почему же вы не видите в своей истории этих страниц?» Назавтра я другом стал в Израиле!»

Интервью газете «Аль Баас» 4 декабря 2003 года

«Израилю и Палестине надо понимать: коль уж так определено, что им жить по соседству, надо решать эти вопросы по-человечески», — сказал Лукашенко.

Если Израиль считает, что ему мало земли и хочет создать поселения на территории, не оговоренной ООН, он должен понимать, что там люди не смогут жить, отметил президент. «Это будут сплошные военные действия, конфликт может приобрести необратимый характер. Это будет кошмар для всего арабского мира и его соседей», — убежден Александр Лукашенко. И с этим рано или поздно придется согласиться Израилю, ибо терроризм, из-за которого сегодня хлещет кровь на Ближнем Востоке, никогда не прекратится, считает белорусский лидер. «Он все время будет расширяться, потому что желающих на этом заработать в мире сегодня много», — добавил он.

Выступление на совещании с руководителями белорусских загранучреждений 2 августа 2006 года

«Наверное, более 200 тысяч наших граждан уехали в свое время в Израиль. Их судьбы нам не безразличны. И, кстати, должен вам сказать: так, как ведут белорусские евреи в Израиле, — никто так себя не ведет. Это люди, ностальгирующие, как никакие другие граждане, по своей стране. Я это видел. Когда я ездил в Израиль, а меня «антисемитом» тогда наша оппозиция и представляла: приедет, мол, злейший враг Израиля. А примерно 30 тысяч наших граждан в лесу под Тель-Авивом собрались, они хотели «встретить своего президента». И очень многие мне тогда говорили, что с удовольствием вернулись бы домой. Это тоже многого стоит».