Исторический центр Минска: сплошная «расчлененка»

Беда Минска в том, что современную транспортную магистраль в районе старой застройки спроектировали так, «что она расчленила исторический центр»...

 

В эти дни в Миске архитекторы, дизайнеры и ученые из Беларуси и Германии обсуждают, как сделать столицы государств красивее и эстетичнее, а значит, более приятными для жизни.

Минск, фото photo.bymedia.netДискуссии на тему городской архитектуры Минска и Берлина ведутся на международной конференции «Искусство и пространство: Минск-Берлин». Организаторы — Белорусский государственный университет, Государственный институт управления и социальных технологий и Центр визуальных искусств, а также посольство Германии в Беларуси.

Среди заявленных тем — «Минск и Берлин: искусство, время, эксперимент», «К новому Берлину: дизайн городской после 1989 года», «Дизайн в пространстве Минска: критические суждения» и другие. Кроме того, участники конференции планируют совершить прогулку по городу.

Петр Бригадин, директор Государственного института управления и социальных технологий БГУ, выступая на открытии конференции, заметил: «Конференция дает возможность размышлять о художественных и дизайнерских аспектах городов и открытых пространств, проблемах глобальных. В данном случае они будут ограничены Минском и Берлином. Эти города были подвергнуты значительным разрушениям во время Второй мировой войны и пережили драматические моменты в своей истории».

Берлин, получивший возможность стать столицей объединенной Германии, был не готов к этому. «Никто не был готов к столичному статусу Берлина. Не было даже генерального плана развития города», — заметил на этот счет Гарольд Боденшатц, профессор социологии урбанизма Берлинского технического университета.

Минск же, по определению историка Захара Шибеко, как писали «Белорусские новости» ранее, также не один раз переживал стресс. Минск до революции был провинциальным городом с 80 процентами деревянной застройки, с приходом новой власти пережил стресс. На какое-то время он стал столицей Белорусской Народной Республики, потом союзной республики.

При том, что Гарольд Боденшатц находится в Минске впервые, он знает историю города и считает, «что Минск и Берлин имеют большой потенциал развития». В то же время профессор отметил, что проблемы Минска и Берлина в сфере архитектуры и городского дизайна различны. По словам профессора, в Берлине после придания ему статуса столицы объединенной Германии не только решались сугубо практичные задачи, например проблема транспортной инфраструктуры, строительства нового центрального вокзала, но и появлялись новые памятники архитектуры и инсталляции.

Как раз концептуальных работ в пространственной композиции города современному Минску и не хватает. Так считают не только обыватели, но и специалисты. Такое мнение высказал и Игорь Духан, заведующий кафедрой искусств и центром визуальных искусств и медиа Государственного института управления и социальных технологий БГУ. Одной из причин этого Игорь Духан считает «идеологию конструктивистской утопии. В результате триумфальный образ города как целого стал отчетливо доминировать над его частями».

Еще одна беда Минска — исторический центр белорусской столицы заглушает современная застройка. Академик архитектуры Юрий Градов, выступая на конференции, подчеркнул, что изначально к исторической застройке, в частности, ее части в районе Замчища (теперь площадь 8 Марта), в Минске относились не с должным уважением. По словам Юрия Градова, беда Минска в том, что современную транспортную магистраль в этом районе спроектировали так, «что она расчленила исторический центр».

Теперь, замечает Юрий Градов, из-за пересечения исторического центра с одной стороны проспектом Победителей, с другой — улицей Немига, это место перегружено транспортом. Городские дороги, считает академик, разделили исторический центр на маленькие разрозненные части, «которые заглушила современная застройка, в большей части неинтересная». По мнению Юрий Градова, чтобы Минск не потерял уникальный образ и ему хотя бы частично вернули индивидуальность, необходимо вплотную заняться вопросом транспорта в центре, а также вопросом исторической преемственности в архитектуре, планировании города, не «занимаясь при этом штучным редактированием».

И это не все проблемы в современной архитектуре столицы. Дизайнер Игорь Герасименко, преподаватель кафедры искусств Государственного института управления и социальных технологий БГУ, обвинил во многих бедах современного облика Минска то, что архитектурные решения в городе подчинены идее коммерции. Он считает, что «только коммерческое начало строительства и архитектуры влечет за собой невероятное насилие над городской средой, как это теперь происходит в Минске». Город становится недружелюбным к человеку.

Еще один вопрос, кажется, вполне решаемый, но от этого не менее значимый. Игорь Герасименко считает, что в Беларуси «нет и не разрабатывается свой язык в архитектуре, наши архитекторы не ищут белорусскую идентичность в архитектуре, не стремятся обратиться к историческим ее основам».

«Если в Беларуси не обратятся к национальным истокам в городском дизайне, архитектуре, мы будем биты. Я имею в виду, что к нам придут и станут доминирующими в сфере искусства, ландшафтного дизайна в том числе, идеи с Востока. Уже сегодня они приобретают все большую силу в Западной Европе», — заключил специалист.