Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Хотелось бы посмотреть, как Министерство информации будет закрывать «Фейсбук»
    Ужесточая условия работы интернет-ресурсов, белорусские власти действуют топорными методами…
  2. Ожирение? Иногда надо резать
    Лишний вес можно снизить, изменив образ жизни. Однако при сильной степени ожирении порой нет другого выхода, как лечь под нож...


Общество

В список невыездных может попасть каждый


В список невыездных может попасть каждыйОжидая отмены разрешительного штампа, многие белорусы полагали, что выезд за границу значительно упростится. Но возникли новые сложности.

С одной стороны, волокиты вроде бы меньше, чем было до нового года. С 1 января уже не надо оформлять справки, отстаивать очереди в отделах по гражданству и миграции (ОГиМ) органов внутренних дел (ОВД) и платить деньги за гарантированное Конституцией право на свободный выезд из страны.

Но, с другой стороны, сейчас у белоруса нет никаких гарантий, что, выбираясь за рубеж по делам или по дорогой путевке на курорт, он не будет повернут пограничниками назад, так как его фамилия оказалась в списке тех, кому временно запрещен выезд из страны.

По информации начальника пресс-центра Государственного пограничного комитета Александра Тищенко, в первые же дни 2008 года на границе ежедневно выявляли до 30 граждан, чье право на выезд временно ограничено. Сейчас ежедневно на границе задерживаются на том же основании по 12-15 человек.

По словам Александра Тищенко, эти цифры практически совпадают с прошлогодней статистикой. Тогда некоторые граждане, имевшие разрешительные отметки в паспортах, «пытались экспериментировать», зная, что право выезда за границу у них временно ограничено. Стабильность этой статистики, по мнению начальника пресс-центра Госпогранкомитета, свидетельствует о способности автоматизированной системы паспортного контроля эффективно функционировать в условиях отмены разрешительной отметки в паспортах.

Кто же может оказаться в «черном списке»?

Согласно указу президента от 17 декабря 2007 года № 643 «Об упрощении порядка выезда из Республики Беларусь» временно ограничивается право на выезд из Беларуси для тех граждан, которые:

- осведомлены о сведениях, составляющих государственную тайну, — до истечения срока, указанного в договоре о допуске к государственным секретам;

- подозреваются или обвиняются по уголовному делу, — до прекращения уголовного преследования;

- осуждены за совершение преступления, за исключением осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, — до исполнения наказания или освобождения от наказания;

- уклоняются от мероприятий по призыву на военную службу, службу в резерве, — до явки на такие мероприятия;

- уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — на срок, установленный судом, но не более чем до исполнения обязательств;

- которым предъявлен гражданский иск в суде, — на срок, установленный судом, но не более чем до окончания производства по делу.

По данным Министерства внутренних дел, в данный список внесено около 100 тысяч фамилий. Однако назвать точную цифру в МВД затрудняются.

«Список постоянно меняется. Он по сути своей не может оставаться неизменным», — заявил временно исполняющий обязанности начальника управления информации и общественных связей МВД Олег Слепченко.

Он подчеркнул, что механизм формирования банка данных очень прост. «За каждую категорию, которой ограничен выезд из страны, отвечает определенное ведомство, — пояснил он. — Как только человек по каким-то критериям попадает в поле зрения одного из этих ведомств, сразу же информация о нем оперативно вносится в банк данных».

При этом граждане могут бесплатно получить в подразделениях по гражданству и миграции ОВД сведения о наличии либо отсутствии временных ограничений на выезд за границу. Но эта справка не будет иметь юридической силы для пограничников, если на момент пересечения границы фамилия человека будет в списке «невыездных».

Здесь стоит отметить, что если первые четыре категории «невыездных» в нормативном акте оговорены достаточно четко (формулировки не дают возможности «вольной трактовки»), то в две последние категории может попасть практически каждый.

Олег Слепченко отказался давать какие-либо комментарии относительно этих двух категорий, заявив: «Здесь решения принимают суды, вот к ним и обращайтесь за разъяснениями. Могу только сказать, что суд каждый конкретный случай внимательно рассматривает. Если нам присылают информацию по человеку, то значит, именно суд принимает на себя ответственность за такое решение».

При этом Слепченко отметил, что «глупо предполагать, будто бы из-за неоплаченного штрафа за неправильную парковку или переход дороги на запрещающий сигнал светофора вам могут запретить выезд за границу».

Однако сотрудник главного управления судебных органов Министерства юстиции, который попросил не указывать его фамилию, отметил, что в эти две категории «кто угодно и за что угодно может попасть».

«Безусловно, это не означает, что по всем гражданским искам людей не будут выпускать за пределы Беларуси. Но решение о временном запрете на выезд принимается на усмотрение суда. Это могут быть дела по алиментам, по каким-то большим долгам, денежным выплатам. Решение будет принимать конкретный судья, рассматривая конкретный случай», — сказал собеседник.

То же самое относится и к категории граждан, которые «уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом». «Это категория очень большая — неуплаты какие-то, таможенные штрафы, уголовные штрафы, административные выплаты вплоть до постановлений ГАИ, то есть любое обязательство перед государством. Но в любом случае будет индивидуальный подход», — подчеркнул сотрудник Минюста.

Стоит отметить, что в начале 2008 года уведомление о запрете на выезд из Беларуси получил лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько. Решение принято на основании уголовного дела, возбужденного в отношении него прокуратурой Минска. Дело было заведено в 2004 году по ч. 2 ст. 367 Уголовного кодекса (клевета в отношении президента Беларуси) после интервью партийного лидера программе «Зеркало» (телеканал «Россия») и публикации в газете «Народная воля» на темы «теневого бюджета» и торговли оружием.

По словам политика, «производство по этому делу было приостановлено в связи с невозможностью производства следственных действий. Основанием для принятия решения послужило невыполнение правоохранительными органами России ходатайства городской прокуратуры Минска об оказании правовой помощи». Мера пресечения для Лебедько не избиралась, обвинение так и не было предъявлено, но выезд за границу запретили.

Аналогичное уведомление получил Ярослав Грищеня из Барановичей — руководитель местной ячейки незарегистрированного «Молодого фронта». А 17 января был снят с поезда на границе с Украиной молодежный активист Борис Горецкий, который направлялся в Киев на семинар по интернет-журналистике.

«Все эти случаи показывают, что сейчас никто из оппозиционных политиков не может быть уверен в том, что ему удастся пересечь границу, — отметил политолог Юрий Чаусов. — Оперативность пополнения этой базы данных такова, что человек никогда не знает, есть он в этом списке или нет».

При этом эксперт указывает на то, что указ проработан плохо, а условия пополнения списка «невыездных» весьма размыты. «Сама формулировка «граждане, против которых поданы исковые заявления в гражданском порядке» фактически является возможностью запретить выезд каждому человеку, — подчеркнул Юрий Чаусов. — Исковое заявление можно подать по самому фантастическому поводу, а суд обязан возбудить дело. Соответственно, есть вероятность ограничения права на перемещение». По мнению политолога, указ дает возможность двойного толкования, а защищенность прав граждан зависит от подзаконных актов, которых «мы пока еще не видели».

«Пока это все только слова», — отметил политолог, комментируя обещания чиновников, что судьи будут к каждому случаю подходить индивидуально, а ограничение права на выезд можно будет обжаловать.

Юрий Чаусов отмечает, что рано говорить о том, насколько эффективно смогут граждане отстоять свое право на выезд. «Реальных дел, практики пока нет. Пока можно только констатировать, что в настоящий момент возможности граждан в отстаивании своих прав не расширились», — сказал эксперт.

При этом Юрий Чаусов подчеркнул, что в Беларуси наблюдается тенденция к усложнению процедуры выезда из страны. «Я слышал про списки чиновников, которые должны свой выезд за границу согласовывать с президентом. А студенты должны получать согласие министра образования, чтобы выехать за границу на учебу или работу, — отметил политолог. — Это крепостная система. Естественно, власти не могут спокойно смотреть на то, что есть люди, которые свободно выезжают за границу. Властям кажется, что это незаслуженно и надо это пресечь».

Чаусов отмечает, что такая практика является частью «стандартного цикла развития диктатуры». «Сначала власти стремятся всех несогласных и недовольных отправить за границу, а потом границу закрывают и право на выезд начинают урезать. У нас есть примеры из истории СССР, фашистской Испании, — сказал эксперт. — А сейчас Беларусь переживает этап развития, когда право на выезд пытаются ограничить».

При этом, отмечает эксперт, для белорусов изменение процедуры выезда за рубеж совпало по времени с серьезным подорожанием виз на въезд в соседние страны — Польшу, Латвию, Литву. «Все это создает предпосылки для изоляции не столько руководства Беларуси, сколько ее граждан, белорусского народа. Я думаю, что это достаточно серьезная проблема. Последствия для белорусского общества могут быть очень неприятные», — заявил собеседник.

Оценить материал:
Средний балл - 5.00 (всего оценок: 1)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Я привёл его в пример, поскольку через него эти общечеловеческие понятия смогли популяризироваться. Осмелюсь сделать вывод, однако, что незначительное меньшинство это понимает, поскольку сквозь матрицу существования на протяжении времени значительного прорыва не наблюдается. А каков потенциал! Жаль, что вот так не задумываясь его спускают в унитаз (для некоторых поясню - выражаюсь образно). C"est la vie
  • И заворачивали. Но толькоесли на ваш счет имелось решение суда. А теперь вас внесет в список какая-нибудь контора -- и сидите дома. Кстати, Россия-мать ее, тоже идет в эту же сторону. Судебные приставы могут входить в квартиры неплательщиков за коммуналку без присутствия хозяев. И выезд за границу должникам тоже ограничили, и тоже без санкции суда. Белоруссия, конечно, не Россия, народу поменьше, вертикаль территориально менее громоздкая. Поэтому здесь замес погуще и поскорее. Ограничения на выезд, отмена штампа в первую очередь удобны, чтобы щемить небыдло. Ничего объяснять не надо, внести в список -- запросто. У вас сходка в Вильнюсе? А вот заявленьице поступило от соседей -- шумели вы как-то. Пожалте в суд по административной статье. А выехать вам никак не можно, извините-с. А насчет Ганди -- не только он врубался. Другие тоже -- кто усилием ума (у кого побольше), кто через собственную ж...у, всю в занозах от нар. Но история никого ничему не учит. Почитайте нашего бугагарина под всеми его никами.
  • Это сродни категоризации скотов и холопов. И это применительно не только к Беларуси. Ганди в это врубился. Когда же люди поймут это? Как только это произойдёт (возможно это только мечта к сожалению), весь репрессивный дибилизм власти рухнет - над ним просто посмеются. Всеобщий страх. Крейзи.
  • Будто бы раньше пограничники не могли завернуть человека назад...