Беременная министр обороны. Возможно ли такое в Беларуси?

Как далеки мы от европейских ценностей, подумалось, когда новый министр обороны нового испанского правительства 37-летняя Карме Чакон, находящаяся на...

Как далеки мы от европейских ценностей, подумалось, когда вчера новый министр обороны нового испанского правительства 37-летняя Карме Чакон, находящаяся на седьмом месяце беременности, принимала смотр войск.

Карме Чакон. Фото АР

«Я очень горд, что стал первым премьер-министром, назначившим на пост министра обороны женщину, — сказал глава испанского правительства Хосе Родригес Сапатеро. — Более того, я горжусь, что в моем кабинете женщин-министров больше, чем мужчин». Всего в правительстве, образованном Испанской социалистической партией, победившей на выборах 9 марта, девять женщин и восемь мужчин, сообщает «Евроньюс».

С определенного времени в Европе считается доброй традицией возводить женщин на самый Олимп власти. Женщины в Европе занимают лидирующие посты в Германии, Швеции, Франции.

Здесь нет ничего удивительного, считает Нина Стужинская, председатель Белорусской женской лиги: «Политика — это только профессия. Надо отучиться думать, что это работа для избранных. Это всего лишь дело. Женщины могут заниматься ей не хуже мужчин».

Белорусские женщины, естественно, не являются исключением, считает Нина Стужинская. Им вполне позволяет заниматься политикой высокий уровень образования. Но представить, что в Беларуси женщина может легко совмещать материнство и работу, когда ребенок в утробе или только родился, можно с трудом. Справедливости ради, скажем, что и в Испании прецедент с назначением министра обороны на сносях также вызвал удивление.

Стремление к созданию таких условий в обществе, когда женщина смогла бы реализовываться так, как считает для себя нужным, иметь возможность выбора — и есть цель работы организации, которую возглавляет Нина Стужинская, а также других женских организаций.

«Вот уже почти 10 лет мы работаем в этом направлении. И хотя на небосклоне белорусской политики есть несколько ярких женских имен, в целом ситуация с присутствием женщин в сфере принятия решений мне представляется достаточно пессимистичной. Надежды, что в этой области мы будем развиваться по европейскому пути, безусловно, остались, но фактического подтверждения им мало».

Чтобы представлять картину женского присутствия в сфере принятия решений, заметим, что в исполнительных органах власти представительство женщин составляет в среднем 16,1%. В двух странах — Финляндии и Норвегии — более половины министерских портфелей отданы женщинам (58% и 55,6% соответственно). За ними в списке следуют Швеция (47,6% женщин-министров), Франция (46,7%), ЮАР (44,8%) и Испания (43,8%). В Беларуси, как известно, одна женщина-министр — Анна Дейко, возглавляющая Министерство по налогам и сборам.

По показателю присутствия женщин в парламенте лидируют страны Северной Европы, где 41,4% парламентариев — женщины. Представительницы прекрасного пола составляют 47% депутатского корпуса в Швеции и 41,5% в Финляндии. При этом, сообщает ИТАР-ТАСС, на первом месте оказалась Руанда, где национальный парламент на 48,8% состоит из женщин.

Если в составе Палаты представителей Национального собрания Беларуси первого созыва было всего 5 женщин, то по результатам выборов 2004 года в состав депутатского корпуса вошли 32 женщины. 18 из 64 членов Совета Республики — женщины. По удельному весу женщин в парламенте Беларусь занимает 21-е место из 189 стран.

При этом Нина Стужинская считает, что это как раз и не является показателем гендерного равенства в сфере политики Беларуси. По ее мнению, в Беларуси всерьез говорить о каком-то влиянии парламента как ветви власти не приходится.

Тем не менее, подвижки по укреплению позиций женщин в обществе есть. В стране стали больше говорить о гендерном равенстве, женщины стали больше задумываться о своих правах, в сфере принятия решений в том числе, считает собеседница «Белорусских новостей». Таким образом, говорит она, белорусы теоретически готовы к расширению женского влияния в обществе в целом и политике в частности.

По мнению Нины Стужинской, в обществе сформирован спрос на отличную от агрессивной мужской политику профессиональную, тонкую и грамотную, которую вполне могут продемонстрировать белорусские женщины.