Белорусам еще предстоит выработать иммунитет против сект

Деструктивное сектантство — религиозное, коммерческое — является разрушительной силой для личности и угрозой для общества...

 

Деструктивное сектантство — религиозное, коммерческое — является разрушительной силой для личности и угрозой для общества. Такой вывод сделали участники программы Первого национального телеканала «Ответный ход». На записи ток-шоу, которое выйдет в эфир в июне, побывал корреспондент «Белорусских новостей».

Пензенские затворники. Фото РИА Новости
Летняя кухня сектантов в Пензенской области, которой они пользовались до ухода в пещеру.

Поводом обсудить проблему сект и влияния их на человека стали, конечно же, пензенские затворники. Напомним, в ноябре 2007 года 35 человек ушли жить в пещеру в ожидании конца света. Они укрылись в подземном убежище в селе Никольском Пензенской области. Люди собирались оставаться там до мая, когда, по их мнению, конец света и должен наступить. Затворники угрожали сжечь себя, если их попытаются вывести из-под земли.

Одной из причин добровольного заточения верующих из России и Беларуси в подземелье стало их нежелание получать индивидуальные номера налогоплательщиков (ИНН). Кроме того, затворники крайне негативно относятся к присвоению личного номера, который проставляется в паспортах граждан Беларуси.

На этот счет одна из белорусских затворниц Ольга, жительница Брестской области, сказала в сюжете, подготовленном программой «Ответный ход», что, по ее мнению, цифры в паспорте содержат «число зверя». Женщина сожгла свой паспорт, и, по ее словам, ей стало легче, она якобы «почувствовала себя свободной». Также она подчеркнула, что не покупает товары, на этикетках которых содержатся штрих-коды.

Между тем, начальник отдела по паспортной работе и выезду за границу департамента по гражданству и миграции МВД Дмитрий Левченко сообщил, что в департамент по гражданству и миграции постоянно обращаются граждане с просьбой выдать им паспорт без личного номера. Аргументируют просьбу отказом принимать штриховое кодирование, систему учета граждан и присвоение личных номеров. Проблема, по мнению Д.Левченко, может быть смягчена, если церковь займет по этому вопросу более четкую позицию и объяснит верующим необходимость соблюдать законодательство, считает представитель МВД.

При этом православная церковь выступает за возможность получения верующими паспортов без индивидуального номера, о чем заявил руководитель отдела образования Минской епархии священник Александр Шимбалев.

«Тем, кто хочет принять ныне действующий паспорт, надо выдавать его в существующем виде. Тем же, кто отказывается, нужно выдавать альтернативный документ без индивидуального номера. Это вполне оправдано, потому что всякий человек должен иметь право выбора», — сказал А.Шимбалев.

Однако такую инициативу в МВД не приветствуют. Как заметил Дмитрий Левченко, в белорусском законодательстве «прописано, что нельзя предоставлять одним гражданам преимущества на основании их принадлежности к какому-то вероисповеданию».

Что ж, в любом случае, по словам священника Александра Шимбалева, существующие индивидуальные номера не содержат «число зверя». «Человеку, — сказал А. Шимбалев, — если он этого не хочет, невозможно навязать отказ от бога, какое бы число ни стояло у него в паспорте или другом документе».

Возвращаясь к пензенским затворникам, заметим, что теперь Ольга по-прежнему живет мечтой о возвращении в пещеру и говорит о том, что окружающие крайне негативно к ней относятся, «считают ненормальной».

Депутат Палаты представителей Николай Дубовик, который был в селе Никольском во время заточения сектантов и общался с ними после возвращения в Беларусь, заметил, что Ольга «характеризуется общим для большинства пензенских затворников качеством — подверженностью чужому влиянию».

Лидер пензенских затворников Петр Кузнецов. Фото РИА Новости
Лидер пензенских затворников Петр Кузнецов.

Женщина стала членом секты в момент, когда была особенно уязвима — у нее болела дочь. Она, по словам Н.Дубовика, искренне верит Петру Кузнецову, лидеру «пензенских затворников». Например, переехала из благоустроенной квартиры в ветхий деревянный домик. Одно дело, если женщина выбрала для себя такой образ жизни, другое, что жертвами его стали две дочери. Их мама не работает. Девочки живут в ужасающей нищете и не посещают детский сад и школу. Старшая сказала на этот счет, что не видит в этом смысла, поскольку «скоро конец света».

Николай Дубовик считает, что положение этих людей ужасно в том числе из-за того, что они глубоко верили в то, что действительно конец света наступит. Теперь их растерянность не знает границ. Однако, несмотря на то, что Петр Кузнецов не пошел с ними в подземелье, а остался наверху, люди не разочаровались в своем учителе.

В чем же сила секты и людей, подобных Петру Кузнецову?

Прежде всего в том, что сектанты дарят внимание и иллюзию любви, которой не хватает всем. Сектанты обращают внимание на людей в уязвимом положении, то есть тех, кто страдает от болезней, своих или близких, испытывает одиночество, переживает тяжелый момент в жизни. Один из козырей сектантов — способность убедить потенциальных членов секты в том, что их принимают такими, какие они есть. На начальном этапе не допускается критика, претензии к человеку.

Психотерапевт Андрей Метельский заметил, что «в наше время научно-технического прогресса человек находится в состоянии неудовлетворенной духовной жажды. Количество сект увеличивается, потому что в обществе есть спрос на духовное развитие». Кстати, опыт общения А.Метельского с людьми, попавшими в различные секты, говорит, что «чем более образован человек, тем скорее у него есть шанс попасть в секту, вот такой парадокс».

Кроме того, работа по привлечению в секту с медицинской точки зрения — это массовый гипноз. Такое мнение высказал кандидат медицинских наук Виктор Сущевич: «Люди, занимающие в сектах руководящие посты, не просто обладают талантом гипнотического воздействия. В подавляющем числе случаев они учились воздействовать на других с помощью гипноза». Виктор Сущевич считает, что количество случайных сект незначительно: «Они появляются и действуют по определенной спланированной схеме». При этом он заметил, что шанс покинуть секту есть только у тех, кто имеет духовный иммунитет, «которого не хватает большинству из людей, получивших атеистическое воспитание».

Насколько силен в белорусском обществе этот самый иммунитет, нам, судя по всему, еще предстоит проверить.

По информации Н.Дубовика, в стране продолжается деятельность и других последователей Петра Кузнецова. Так, депутат сообщил «Белорусским новостям», что «совсем недавно ученик Петра Кузнецова провел собрание под Минском, на котором присутствовало около 15 человек из Полоцка и Новополоцка».

Таким образом, отметил Николай Дубовик, сектантство «имеет нечто общее по силе распространения с инфекцией».