Хватит ли детских деревень на всех сирот?

Президент Лукашенко «хочет в течение пяти лет закрыть все детские дома и переселить детей в детские деревни»...

Как альтернатива детским домам в Беларуси появятся детские деревни, заявил Александр Лукашенко 8 сентября на пресс-конференции для журналистов российских СМИ. Президент Беларуси «хочет в течение пяти лет закрыть все детские дома и переселить детей в детские деревни».

СиротыПо его словам, детские дома — «это казармы для детей». Как отметил президент, сейчас в Беларуси строятся детские деревни с «общественными мамами», каждая из которых воспитывает 8-10 человек.

Судя по всему, президент имел в виду SOS-Детские деревни. Александр Лукашенко посещал такую деревню в Боровлянах в самом конце прошлого года. Остался увиденным доволен.

«Для нас лестно, и мы рассматриваем как аванс высокую оценку наших проектов главой государства. Мы будем стремиться улучшать качество нашей работы и привлечь как можно больше иностранных инвестиций для наших проектов», — сказал «Белорусским новостям» генеральный директор проектов «SOS-Детская деревня» Николай Хролович.

Теперь в рамках проекта «SOS-Детская деревня» готовится к открытию еще одна деревня под Могилевом.

Государство поддерживает детские деревни посредством пособий, которые получают все дети, живущие там. Кроме того, подчеркнул Н.Хролович, «мы имеем ряд льгот, в том числе налоговых, и в этом и видим поддержку государства».

В Беларуси по линии «SOS-Детская деревня» финансируется 10 проектов. Из них две детские деревни работают в Боровлянах и Марьиной Горке, третья строится под Могилевом. «Под нашим крылом более 200 детей. Когда в Могилеве построят детскую деревню, их число увеличится до 300», — говорит Николай Хролович.

Чтобы устроить почти 8 900 белорусских детей, подлежащих усыновлению, таких деревень, как видим, надо 89.

«SOS-Детская деревня» — это еще два молодежных дома, социальный центр матери и ребенка в Боровлянах, компьютерный класс, кризисный центр для женщин в Могилеве, проект «Радужный автобус» (педагоги и социальные работники загружают автобус мячами, обручами, скакалками и игрушками и приезжают в какой-нибудь парк или детсад). Также здесь реализуется проект по профилактике сиротства и проект сотрудничества со школами.

Николай Хролович подчеркнул, что считает «очень хорошей формой устройства детей наравне с «SOS-Детской деревней» детские дома семейного типа, получающие теперь распространения в Беларуси».

Как раз на такое устройство сирот как альтернативу детским домам ранее обращал внимание глава государства. Он, в частности, говорил, что дети, воспитывающиеся в домах-интернатах, будут переведены в детские дома семейного типа.

Заметим, что такие детские дома, также как и «SOS-Детская деревня», поддерживаются как государством, так и в значительной степени общественными организациями. С 2000 года Белорусский детский фонд реализует программу помощи детским домам семейного типа «Теплый дом».

На данный момент общее количество домов, открытых Фондом, достигло 23. Для 20 семей куплены коттеджи, 1 семье сделана пристройка к дому, 2 семьям оказана помощь в ремонте и благоустройстве собственных домов; всем приобретена мебель и бытовая техника. Каждый из семейных детских домов уникален и имеет свои достижения. Всего же в Беларуси насчитывается 47 семейных детских домов. В них воспитывается 416 детей, из которых 334 — сироты. Фактически это два расформированных государственных детских дома.

В любом случае, подчеркнул Николай Хролович, ребенку лучше в семье, чем в детском доме. Солидарна с ним и директор Национального центра усыновления Минобразования Наталья Поспелова.

Возвращаясь к вчерашнему выступлению президента, напомним, что он заметил, что «очень быстро пошел процесс усыновления внутри страны». Наталья Поспелова объяснила «Белорусским новостям», как ситуация выглядит в цифрах. В Беларуси очевидна тенденция увеличения количества людей, усыновляющих детей. Так в 2007 году белорусы усыновили 539 детей. Для сравнения, в 2006 году — 337. За шесть месяцев 2008 года было усыновлено 296 детей.

По словам Натальи Поспеловой, увеличение количества усыновлений в стране связано с распространением информации в СМИ об усыновлении и развенчании мифов, которые о нем бытовали годами. В частности, она подчеркнула, что постепенно «исчезает миф о том, что у приемного ребенка может оказаться плохая генетика, и это скажется на его характере. Мы приходим к пониманию того, что на воспитание ребенка оказывает главное влияние среда, в которой он растет, а не наследственность. К мнению, что факторы наследственности не являются фатальными, склоняется вся прогрессивная педагогическая общественность».

Полюбить можно любого ребенка, подчеркнула директор Национального центра усыновления. Она пригласила людей, которые задумываются об усыновлении, больше узнавать о нем и не бояться.

Кстати, информация об усыновлении, проблемах и правилах размещена на сайте центра. Наталья Поспелова подчеркнула, что процедура усыновления в Беларуси не забюрократизирована: «У нас действительно работает принцип одного окна». Сейчас граждане, решившие взять приемного ребенка, предоставляют лишь три документа — справки о здоровье, доходах и жилищных условиях.

Характерно, что усыновляют детей люди разного возраста и социального положения. В последнее время среди усыновителей лидируют работники силовых структур, МВД и МЧС в частности, служащие и представители творческой интеллигенции. В основном это семейные пары от 25 до 45 лет. Половина усыновителей — сельчане, половина — городские жители.

При этом резко уменьшилось количество усыновлений зарубежными гражданами. Это в основном связано с изменившимися правилами для зарубежных усыновителей.

Иностранцы могут усыновить белорусского ребенка только после письменного разрешения министра образования Беларуси. Необходимо согласование  процедуры усыновления на межгосударственном уровне, а также последующий контроль за жизнью ребенка в иностранной семье со стороны посольства Беларуси до совершеннолетия не реже двух раз в год.

В 2007 году иностранцы усыновили по разрешению министра образования 16 детей, за шесть месяцев этого года гражданами Италии были усыновлены 3 ребенка. Для сравнения, в 2003 году иностранцы усыновили 714 белорусских детей, а в 2004 году новую семью за рубежом нашли 596 ребятишек.

Всего в Беларуси более 32 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По словам Н.Поспеловой, около 24 тысяч белорусских детей-сирот проживают в семьях, половина из которых — опекунские. И все же у 8 900 детей родной дом — интернат. Пока государство и общественные организации построят детские деревни, создадут детские дома семейного типа, многие из них вырастут. И мечта о детстве в семье и своем доме так мечтой и останется.