Расследование дела о взрыве в Минске перешло рамки закона

Юристы Белорусского Хельсинкского комитета уверены, что распоряжение главы МВД об обязательном дактилоскопировании мужского населения…

Расследование дела о взрыве в Минске на День независимости проходит в условиях практически полной секретности и, судя по всему, без видимых результатов. Ни о версиях, ни о мотивах этого преступления органы внутренних дел не сообщают, на все вопросы отвечая отговорками. Однако можно предположить, что в одном следствие все же уверенно: исполнитель взрыва — мужчина в возрасте от 18 до 55 лет, который живет в Беларуси и ее территорию не покинул.

Такой вывод напрашивается из масштабной республиканской акции, которую, не будь МВД столь серьезной организацией, можно было бы назвать «Откатай пальчики — докажи, что ты не преступник». Правоохранительные органы намерены снять отпечатки пальцев фактически у всего мужского населения страны, за исключением, пожалуй, детей и стариков. Для этого 26 августа прошлого года министром внутренних дел Владимиром Наумовым было издано распоряжение № 103 «Об организации взаимодействия с Министерством обороны Республики Беларусь по дактилоскопированию военнообязанных граждан».

Именно согласно этому распоряжению тысячи и тысячи мужчин нашей страны за последние месяцы были вызваны повестками или принудительно доставлены в РОВДы или военкоматы, где у них чаще всего в принудительном порядке были взяты отпечатки пальцев, а у некоторых, кто имеет на кистях рук шрамы от порезов или ожогов, и биологические образцы. По заверениям высокого милицейского начальства, в частности, заместителя министра внутренних дел Анатолия Кулешова, граждане Беларуси будут вызываться для опроса по делу о взрыве «до тех пор, пока не будет раскрыто это особо тяжкое преступление».

Отпечатки пальцев и образец слюны на упаковке от сока «Садочок», в которую была спрятана бомба — это, судя по всему, всё, что есть у следствия по данному делу. Если не считать того факта, что гайки и болты, которыми была начинена бомба, сделаны в Добруше.

По-видимому, за неимением иных вариантов следствие решило пойти по столь непростому пути, как дактилоскопирование всего мужского населения страны. Но в следственном порыве высокие милицейские чины, судя по всему, подзабыли, что даже благие намерения не дают им права вольно трактовать положения законодательства или вовсе закрывать глаза на него.

Как отмечает Белорусский Хельсинкский комитет, к ним продолжают поступать жалобы от граждан на действия органов милиции и должностных лиц по принудительному дактилоскопированию. Все заявители подчеркивают принудительный характер процедуры: их вызывают повестками в РОВД, военные комиссариаты и там, запугивая и угрожая, требуют сдать для исследования отпечатки пальцев и ладоней.

Как отмечается в сообщении БХК, органы прокуратуры на жалобы граждан должным образом не реагировали.

В распоряжении главы МВД Владимира Наумова по поводу взаимодействия с Министерством обороны по дактилоскопированию военнообязанных граждан говорится, что в случае, когда доставить гражданина не представляется возможным, предлагается для достижения максимальной эффективности спланированных мероприятий проведение проверок в отношении граждан силами уголовного розыска и подразделений по борьбе с организованной преступностью. По сообщению БХК, известны многочисленные случаи задержаний, заключений под стражу лиц для принудительного дактилоскопирования и изъятия биологических образцов для исследования.

Как отмечается в сообщении БХК, указанные в распоряжении и приложении к нему процедуры явно не подпадают под действие закона «О государственной дактилоскопической регистрации» (в ред. от 17.07.2006 г.) и указа президента Беларуси от 18.11.2004 г. № 565 (в ред. от 05.04.2006 г. № 204), определяющих порядок осуществления добровольной и обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

В тоже время эти мероприятия осуществляются и проводятся не в рамках уголовно-процессуального законодательства, так как не соответствуют требованиям ст.234 УПК (получение образцов для сравнительного исследования), отмечает БХК. Таким образом, права граждан, гарантированные Конституцией и законодательством, принятым на его основе, не обеспечиваются.

В связи с этим Белорусский Хельсинкский комитет обратился к генеральному прокурору Беларуси Григорию Василевичу с просьбой обобщить практику рассмотрения жалоб граждан на незаконные действия по дактилоскопированию, связанные с исполнением распоряжения № 103 министра внутренних дел Владимира Наумова, и принять меры по отмене распоряжения как незаконного.

Правозащитники просят дать правовую оценку действиям Владимира Наумова и при наличии достаточных оснований возбудить в отношении него уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 426 УК Республики Беларусь. По мнению юристов БХК, действия министра явно выходят за пределы предоставленных ему прав и полномочий и влекут существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным и общественным интересам.