Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Александр Босяцкий: мы хотим жить в Беларуси и быть цыганами
    Определенная часть белорусского общества по-прежнему мыслит средневековыми категориями. Почему не только обыватели, но и отдельные представители власти так предвзято относятся к цыганам?
  2. Александра Крутого переведут из тюрьмы в психбольницу
    Это случится после вступления в силу постановления суда…

Общество

Первый учебный год после реформы выходит на финишную прямую


Фото РИА НовостиУчебный год движется к концу третьей четверти. И в Минобразования подводят предварительные итоги первого года обучения после перехода на 11-летку.

Зачем белорусской школе 11-летка?

Мало найдется родителей, которые бы возражали против того, чтобы их дети учились меньше, а результаты показывали лучше. Такого, к сожалению, не бывает. Трудно представить себе качество обучения при, например, существующих теперь в 8-х классах двух уроках в неделю русского и белорусского языков. Русскую литературу дети успевают изучить вообще в течение одного урока в неделю. Более того — успели пройти учебник по русскому, белорусскому, математике, географии. Обратите внимание — речь идет не о штрих-классах, проходящих программу двух лет за один год. Там, по большому счету, в течение всего учебного года был аврал.

При этом заместитель министра образования Беларуси Казимир Фарино в интервью БЕЛТА отметил, что переход на 11-летнее образование был обусловлен «необходимостью создания равных условий для получения качественного общего среднего образования».

Казимир Фарино Он также сказал: «Экономическое развитие страны, появление высокотехнологических производств, расширение масштабов межкультурного взаимодействия, рост конкуренции на рынке труда, а также мировые финансовые вызовы последнего времени предполагают постоянное обновление содержания образования».

Неужели упрощение программ и уменьшение времени обучения в школе как раз этому способствуют? К слову, не против одиннадцатилетки выступала общественность, а против скоропостижности процесса реформирования, а также против того, что детям не позволили доучиться по тем программам, по которым они начали обучение. Депутат Владимир Зданович вообще назвал реформу диверсией против белорусской школы.

Министр образования Александр Радьков на итоговой коллегии ведомства оценил результаты первого послереформенного года положительно и сказал: «Здесь помогли наши лучшие учителя, которые наравне с учеными Академии наук включились в эту работу. Таким образом, программы сделали современными, не перегруженными, в тоже время обеспечивающими качество продвижения учащихся по образовательному процессу».

С учителями, кстати, не все так просто. Достаточно почитать высказывания на форуме «Белорусских новостей».

Школа, гимназия — все едино?

Как известно, в ходе реформы средние школы исключили из числа учебных заведений, где возможно профильное обучение. Более углубленно изучать выбранный учеником предмет можно в гимназиях, хотя и там подходы к организации образовательного процесса стали типовыми.

Одно из немногих отличий — с 5-го класса на один час увеличено изучение математики и на два часа — иностранного языка. Для пятидневки, к слову, это означает, что в старших классах гимназий математика стала ежедневным предметом, а количество уроков иностранного языка увеличилось до четырех вместо двух, как это теперь в обычных школах.

Таким образом, гимназии по-прежнему останутся очень престижными и востребованными учебными заведениями среди тех людей, которые заинтересованы в более качественном обучении своих детей. В гимназии, кстати, поступают через обычные экзамены. Их в каком-то смысле исключительный статус может в будущем спровоцировать коррупцию в этой сфере, естественно, прикрытую сбором средств в попечительские фонды и благородным понятием «помощь школе».

На третьей ступени в гимназиях и лицеях могут существовать четыре направления профессионального самоопределения учащихся: физико-математическое, химико-биологическое, обществоведческое и филологическое, в рамках которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов согласно выделенному количеству часов в соответствии с разработанными учебными программами.

Учебники — ахиллесова пята реформы

Что касается обеспечения школ учебниками, то Министерство образования по-прежнему не горит желанием действенно реагировать на остро вставшую после реформы проблему их нехватки. Даже на прямые вопросы работники министерства отвечают набором стандартных и малозначимых для учеников и их родителей набором фраз.

Вот что, к примеру, на вопрос корреспондента БЕЛТА ответил замминистра Казимир Фарино: «За последние годы в стране создана система национального учебного книгоиздания. В 2008 году издано 134 наименования учебников и учебных пособий общим тиражом 4 611 958 экземпляров на сумму более 17 млрд. рублей, 17 наименований учебно-методической литературы и 52 учебные программы на 256 млн. рублей. Для полного обеспечения 11-летней общеобразовательной школы учебниками подготовлен и реализован план дополнительного издания учебников и учебных пособий. Подготовлено около 230 наименований макетных образцов учебно-методических комплексов, в том числе 178 макетных образцов электронных учебных изданий».

Приведенные чиновников цифры, наверное, должны впечатлять, но вряд ли они произведут хоть какое-то впечатление на родителей, которые учат своих детей без учебников.

Дефицит учебников испытывали в течение всего года ученики штрих-классов и классов, близких к ним по нумерации. Школьники скачивали учебники из интернета, занимались их распечаткой. С одной стороны, ничего другого при такой скоропалительной реформе и не приходилось ожидать. С другой — засвидетельствуем исторический факт: еще никогда в послевоенной истории Беларуси не случалось такого, чтобы в школах не хватало учебников.

Также для истории — неразбериха с учебниками не помешала брать плату за пользование ими в независимости от того, получил ребенок книгу или учится по распечатке с компьютера, сделанной за счет собственных средств. К слову, из года в год пользование комплектом учебником обходится дороже.

В следующем учебном году пересмотрят школьные оценки

Как рассказал Казимир Фарино в интервью БЕЛТА, в Беларуси создана совместная комиссия Министерства образования, Высшей аттестационной комиссии, Национальной академии наук по доработке содержания общего среднего образования: «Во всех регионах в настоящее время работают специальные комиссии по изучению хода реализации положений декрета № 15. По результатам их работы будут приняты управленческие решения, все выводы и рекомендации будут учтены при доработке содержания образования».

По словам К.Фарино, «планируется подготовить откорректированные нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся». Будем надеяться, что это не означает новой смены системы оценок. Наши дети уже привыкли к десятибалльной.

Так или иначе, близится экзаменационная и вступительная кампания. Она и покажет, как справилась школа с первым годом реформы. Уже началась регистрация на проверку профпригодности абитуриентов, чья трудовая деятельность в последствии будет связана с особо ответственной в понимании чиновников службой. Регистрация на собеседование продлится до 31 марта. Сами собеседования пройдут с 5 по 30 апреля.

15 июня уже состоится первое централизованное тестирование. Учитывая увеличенный выпуск в 9-х и 11-х классах, можно предположить, что конкурс в вузы будет нынче немаленький. Зато поучаствовать в нем в этом году сможет каждый, кто набрал хоть какое-то количество баллов при тестировании. Дерзайте.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева

Интересные Факты

Загрузка ...