Дольше жить мужчинам мешают стереотипы

В Беларуси разница в продолжительности жизни мужчин и женщин составляет 12 лет. Не в пользу мужчин…

Белорусов становится все меньше. При этом в нашей стране мужчины живут значительно меньше женщин.

Ожидаемая продолжительность жизни в Беларуси в 2008 году составила 70,5 года. У мужчин — 64,7 года, у женщин — 76,5 года, сообщила на пресс-конференции в Минске заместитель председателя Национального статистического комитета Елена Кухаревич.

Надо заметить, что за 2000-2008 годы этот показатель у мужчин увеличился на 1,3 года, у женщин — на 1,8 года. Елена Кухаревич отметила, что, несмотря на некоторое улучшение показателей, разница в 12 лет в продолжительности жизни мужчин и женщин очень большая. Она заметила, что, «по оценке ПРООН, естественной разницей принято считать 5 лет».

Понятно, что такой разрыв обусловлен высокой преждевременной смертностью мужчин. Характерно, что в городской местности разница в средней ожидаемой продолжительности жизни составляет 11 лет, в сельской — 14 лет.

Слишком велика разница у мужчин в продолжительности жизни в городе и на селе. Так, ожидаемая продолжительность жизни мужчин в городе в 2008 году была 66,3 года, а на селе — 60,4 года. При этом горожанки живут в среднем 77,3 года, а сельские женщины — 74,4 года.

В сравнении с жителями России и Украины ожидаемая продолжительность жизни при рождении у мужчин и женщин в Беларуси выше, однако мы проигрываем в сравнении с жителями европейских стран.

Для сравнения:

• Россия — 60,4 года
• Украина — 62,4 года
• Австрия и Германия — 77,2 года
• Латвия — 65,9
• Литва — 65,3 года
• Польша — 70,9 года

У женщин в Беларуси продолжительность жизни на 2,3 года больше, чем у россиянок, и на 1,1 года больше, чем у женщин Украины. Так, ожидаемая продолжительность жизни при рождении у женщин в России — 73,2 года, в Украине — 74,1 года, в Австрии — 82,8 года, в Германии — 82,4, в Латвии — 76,8, в Литве — 77,1, в Польше — 79,6 года.

Большинство умерших в 2008 году (53%) в Беларуси — мужчины. В структуре основных причин смерти значительную долю занимают болезни системы кровообращения (53%). Далее следуют новообразования (14%) и внешние причины (11%), то есть убийства, самоубийства, отравления, ДТП.

В 2008 году в Беларуси в трудоспособном возрасте умерли 32 тыс. человек. Смертность мужчин этой возрастной группы в 4,5 раза превысила смертность женщин.

Чтобы смягчить ситуацию с проблемой мужской смертности, как минимум надо распрощаться со стереотипами в отношении социальных ролей женщин и мужчин, считает координатор программ Фонда ООН в области народонаселения в Беларуси (ЮНФПА) Татьяна Гапличник. В настоящее время, сказала она в интервью «Белорусским новостям», к мужчинам предъявляются требования и ожидания, с которыми они по объективным причинам не в состоянии справиться. Кризис же все усугубляет. Эти требования часто преувеличены, и желание им соответствовать рождает стресс, невнимание к своему здоровью, болезни и раннюю смерть.

Представление относительно функций, которые, по мнению белорусов, выполняют женщины и мужчины в обществе и семье, она назвала несовременными, тяготеющими к уровню каменного века: «Когда нужно было убивать мамонта, отношение к мужчине как к главе семьи и добытчику было понятно. Однако сегодня зарабатывают деньги не те, кто добывают мамонта, а те, кто зарабатывает умом. Роль мужчины нынче давно не та, что раньше. Тем не менее в обществе продолжает жить стереотип в отношении мужчин о его мускулинности».

Татьяна Гапличник подчеркнула, что показательным является отношение к воспитанию детей в семье. У нас до сих пор существует женская и мужская домашняя работа, подчеркнула она. Тем самым, считает координатор проектов ЮНФПА, с детства навязываются гендерные стереотипы: «Мне недавно пришлось купить игру для детей 3 лет, где в игровой форме речь шла о том, как живет семья. Мать в этой игре стирает на металлической доске в тазу, готовит, убирает и так далее. Отец читает газету, забивает гвоздь, уходит куда-то из дому с портфелем. По-моему, очень показательно».

Есть между тем страны, где супруги научились сотрудничать на благо семьи. В Швеции, например, оба работающих родителя имеют право на 18 месяцев отпуска по уходу за новорожденным. Их заработная плата компенсируется в равных долях правительством и работодателем. Для поощрения родителей, как минимум 3 месяца из 18 должны быть использованы вторым родителем, как правило, отцом. Подобное законодательство действует и в Норвегии. В Беларуси отцам также дается право уйти в декретный отпуск по уходу за ребенком, однако единицы пользуются им. Стереотипы, что тут скажешь.

Конечно, нам до ситуации, как в Швеции, заметила Т.Гапличиник, далеко. Однако мелкие уступки цивилизации мы сделать вполне в состоянии. Например, отслеживать сексизм в рекламе, когда такие визуальные приемы, как, например, изображение женщины, убирающейся на кухне, и мужчины, полирующего автомобиль, продуцируют стереотипы и сводят на нет борьбу за гендерное равноправие.

Татьяна Гапличник обращает внимание и на объявления о найме на работу: «Почему у нас допускаются объявления, в которых приглашают на работу девушку-секретаря 20 лет и менеджера мужчину до 40»?

Чтобы юноши чувствовали себя в будущем лучше и жили дольше, она предлагает с детства внушать им, что мужественность — это не драка как решение проблемы, что способов расслабиться много, и бутылка водки не лучшее среди них.

«У нас же до сих пор получается, что если женщине плохо, то она меняет род деятельности, например, идет к подруге или моет тарелки. Если плохо мужчине, он напивается. Это происходит, потому что мы с детства не учим мужчин справляться с проблемами. Априори считается, что они сильные и здоровые от рождения. Якобы у мужчин не может быть проблем, в противном случае, что он за мужчина?», — заключила Татьяна Гапличник.

Один словом, мужчин нужно беречь. Пока же в Беларуси женщин на 700 тысяч больше мужчин (5,2 млн. и 4,5 млн. соответственно). Со временем, если мужчины станут жить дольше, ситуация может измениться. Теперь в Беларуси на 100 девочек рождается 106 мальчиков. В прошлом году появились на свет 55,6 тысячи мальчиков (51,5% всех новорожденных) и 52,3 тысячи девочек (48,5%).