Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Абитуриент-2014. Прием документов на бюджет закончен
    Своих абитуриентов набрали экономические и IT-специальности. Хорошо проведена вступительная компания в вузах культуры и МЧС…
  2. «Беларусь без крайностей». 07.07.2014 — 12.07.2014
    Эксперты «Либерального клуба» анализируют главные события недели в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре…


Общество

Куда Беларусь пристроит отработавшее ядерное топливо со своей АЭС?


Международная общественная организация «Экозащита» направила в Генеральную прокуратуру России письмо с просьбой проверить на соответствие российскому законодательству готовящиеся российско-белорусские соглашения по строительству АЭС.

ОЯТПоводом для этого послужило заявление замминистра энергетики Беларуси Михаила Михадюка о том, что готовящееся межправительственное соглашение о сооружении АЭС предусматривает отправку в Россию на переработку отработанного ядерного топлива (ОЯТ).

«Если речь идет именно про отработанное радиоактивное топливо собственного (российского) производства, то в Беларуси оно на постоянное захоронение не остается», — сказал «Европейскому радио» директор пресс-службы «Росатома» Сергей Новиков. Он утверждает, что ОЯТ не является отходами и отправляется в Россию для переработки.

Официальные лица заявляют, что опасный радиоактивный продукт будет уходить в Россию — казалось бы, беспокоиться белорусам не о чем… Однако есть ряд моментов, подвергающих большому сомнению тот факт, что эта схема будет простой и безопасной, и что ОЯТ действительно отправилось в Россию. При их внимательном рассмотрении становятся понятны опасения российских экологов.

У России нет мощностей для переработки «белорусского» ОЯТ

Отработавшее ядерное топливо белорусской АЭС будет негде перерабатывать, поскольку не существует завода по переработке ОЯТ от реактора ВВЭР-1200, который нам предлагается. Отсутствует информация и о планах по его проектированию и сооружению.

Еще в 1984 г. на Горно-химическом комбинате вблизи Красноярска было начато сооружение завода «РТ-2» по переработке, в том числе, ОЯТ ВВЭР-1000. Но в 1991 году стройка остановилась.

И уже «в 2005 году шла интенсивная разборка зданий так и не достроенного «РТ-2», поскольку его проект был выполнен 30 лет назад и устарел. По словам бывшего руководителя «Росатома» А.Румянцева, «строительство на ГХК комплекса по переработке ОЯТ может быть завершено не ранее, чем через 20 лет, если вообще будет завершено», говорится в посвященном импорту Россией ядерных отходов докладе экологов Владимира Сливяка и Петера Диля.

Таким образом, пока завод не построен, технология переработки неясна, как и неясны потенциальные выгодоприобретатели продукта переработки — ОЯТ с белорусской АЭС будет неопределенно долгое время оставаться отходом, а не сырьем.

Законодательство России запрещает импорт радиоактивных отходов

Ввезти обратно отработавшее ОЯТ с белорусской АЭС в Россию будет не так просто, поскольку российское законодательство, в частности, ст. 48 Федерального закона России «Об охране окружающей среды» запрещает ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения.

Этот же закон разрешает ввоз в РФ из иностранных государств ОЯТ для временного технологического хранения и/или его переработки в случае, если обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта. Кроме того, закон предполагает «приоритетность права возвратить образовавшиеся после переработки радиоактивные отходы в государство происхождения ядерных материалов».

Таким образом, в условиях отсутствия предприятия по переработке «Росатому» трудно будет объяснить правительству России необходимость импорта белорусского ОЯТ. Что же касается промежуточного хранения, то, как комментирует Владимир Сливяк в своем докладе, «состояние хранилищ и мощностей по переработке ОЯТ по-прежнему оставляет желать лучшего. На сегодняшний день атомная индустрия располагает местом для хранения примерно 1500 тонн ОЯТ». К слову, одна белорусская АЭС произведет такое количество ОЯТ за весь проектный срок службы, но у России есть еще и собственные АЭС.

И даже если когда-нибудь Россия переработает белорусское ОЯТ, то Беларусь должна будет, в соответствии с российским законодательством, принять отходы этого процесса, объем которых, как утверждается в распространенном заявлении российской «Экозащиты», «возрастет в 200 раз из-за образования большого количества жидких радиоактивных отходов».

Хранение и транспортировка ОЯТ — слишком дорогое мероприятие

США отказались от переработки ОЯТ, придя к выводу о нецелесообразности — невыгодности и небезопасности, этого мероприятия. Переработка ОЯТ — процесс, связанный с извлечением плутония и урана, чрезвычайно высоко радиоактивный и дающий ряд радиоактивных отходов, которые, в свою очередь, тоже надо утилизировать.

В мире существуют единицы радиохимических заводов — во Франции и Великобритании, перерабатывающих ОЯТ от водо-водяных реакторов. Начало строительства такого завода в России маловероятно во времена или после финансового кризиса. Проблема ОЯТ, которое можно перерабатывать, в России сегодня существует — хранилища и заводы по переработке переполнены «сырьем», которому еще не нашли применения. Следовательно, доказать инвесторам и правительству необходимость строительства нового, супердорогого завода по переработке ОЯТ, когда прежние далеко не рентабельны и проблематичны, будет не так просто.

Услуга по переработке ОЯТ будет не по карману белорусам

Предположим, что контракт удастся заключить и оговорить в нем отправку ОЯТ в Россию. Тогда встанет вопрос о том, почему «Росатому» будет выгодно забирать отработанное ядерное топливо? На этот вопрос дает прямой ответ Сергей Новиков: «Это абсолютно рыночная услуга, и международная практика такая существует, что топливо забирается на переработку по согласованной цене». Кто будет дотировать и в каких объемах «переработку» ОЯТ, которое долго не будет перерабатываться? Какие суммы, связанные с отходами, потребуются от Беларуси? Кто будет конечным выгодоприобретателем этого процесса?

Относительный ответ на этот вопрос дает опыт Украины, уже оказавшейся в такой же ситуации с ОЯТ. «Стоимость хранения украинского отработавшего ядерного топлива в России с 1995 года возросла на 70%, а долги Украины Красноярскому краю (место временного хранения ОЯТ — Т.Н.) составляют на данный момент около 10 млн. долларов. Украина намерена прекратить вывоз в Россию ОЯТ, на Запорожской АЭС построено новое хранилище для ядерных отходов, что позволит Украине экономить до 250 млн. гривен в год предназначенного для хранения ядерных отходов». (В.Сливяк и П.Диль).

По оценкам российских экспертов, стоимость рыночной услуги по переработке ОЯТ может составить более трех миллиардов долларов за все время службы белорусской АЭС.

Оценить материал:
Средний балл - 5.00 (всего оценок: 1)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева

Интересные Факты

Загрузка ...