Другие материалы рубрики «Общество»

  1. От налога не уйдешь. Государство закрывает законодательные дыры для тунеядцев
    Если граждане думают о том, как обойти требования декрета, то и государство не спит в шапку...
  2. Тунеядцев не выпустят за границу
    Представители разных ведомств прокомментировали декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества»...


Общество

Какая Конституция празднует день рождения?


Конституция, принятая 15 марта 1994 года Верховным Советом Республики Беларусь, претерпела к настоящему времени три серьезных изменения.

Подписал Конституцию, закрепившую в Беларуси новую форму правления — президентскую — спикер Верховного совета 12-го созыва Мечеслав Гриб. А уже в июле на первых президентских выборах победил Александр Лукашенко.

Конституция Республики Беларусь. 1994 год

Сегодня глава государства поздравил соотечественников с Днем Конституции: «Значение этой даты близко и понятно любому гражданину. Именно принятие и последующее совершенствование Основного Закона во многом определило современное развитие Беларуси как сильного социального правового государства. Конституция — важнейший символ и атрибут суверенитета нашей страны. Она заложила основу для укрепления демократических устоев общества, сохранения духовных ценностей нации, обеспечения благополучия каждого человека и каждой семьи».

Александр Лукашенко отметил, что «мы по праву гордимся своей Конституцией, которая вобрала в себя лучшие традиции и достижения национального законодательства и отвечает самым высоким международным стандартам».

Елена ТонкачеваЮрист, председатель правления Инновационного фонда правовых технологий Елена Тонкачева рассказала в интервью «Белорусским новостям», что принятие Конституции в 1994 году для нее как части юридической общественности Беларуси было важным событием: «Я была горда, что в Беларуси появилась Конституция, это имело для меня огромное значение. Именно после принятия Основного Закона появились надежды на серьезные реформы системы правосудия в стране, которое должно было стать отличным от старой советской модели. Создавалось ощущение новой жизни в профессии. В 1994 году банальные для демократических стран слова о разделении властей, правовом государстве, правах человека были новыми для Беларуси и магическими для меня».

Виталий СилицкийДиректор Белорусского института стратегических исследований (BISS) Виталий Силицкий считает, что принятие в 1994 году Конституции, закрепившей президентскую форму правления, в белорусских условиях сконцентрировало власть в одних руках. Это, по словам В.Силицкого, «проложило дорогу к диктатуре». Изменения в Основном Законе, говорит он, были уже следствием того, что Беларусь стала президентской республикой.

Первое изменение в Конституции произошло менее чем через год после избрания А.Лукашенко президентом.

Согласно результатам референдума 14 мая 1995 года в Конституцию внесли положения о втором государственном языке русском, придав ему равный статус с белорусским. Тогда же исчезли герб «Погоня» и бело-красно-белый флаг, которые сменили на ныне существующие. Президент получил право распускать парламент и назначать новые выборы в случае грубого или систематического нарушения последним Конституции и законов.

На референдуме 24 ноября 1996 года принята новая редакция Конституции, расширяющая полномочия президента и реформирующая систему органов власти в стране. После этого референдума Александр Лукашенко распустит Верховный Совет и создаст двухпалатное Национальное собрание.

Валерий КарбалевичЭксперт аналитического центра «Стратегия», политолог Валерий Карбалевич считает, что принятая в 1994 году Конституция не была идеальной, но менять ее не было никакой необходимости: «Если бы она существовала до сих пор, не исключено, что ситуация в Беларуси была лучше во всех отношениях».

Валерий Карбалевич подчеркивает: изменения Конституции 1996 года можно сравнить с принятием новой Конституции: «Это были фактически не изменения, а новый Основной Закон, принятый с нарушением закона. То, что последовало за этим, было сильным ударом по идее конституционной законности». Изменения, произошедшие в 1996 году, по его словам, «позволили установить в стране авторитарный режим, а в его условиях законы действуют очень избирательно».

Этих изменений все-таки оказалось недостаточно. На референдуме 17 октября 2004 года из Конституции было удалено ограничение на количество президентских сроков, которые может занимать одно и то же лицо. Таким образом, право снова участвовать и победить в президентских выборах получил А.Лукашенко.

Изменения в Конституции, которые происходили в Беларуси слишком часто в новейшей истории, не могли не наложить отпечаток в отношении общественного сознания к законности вообще. Как результат Валерий Карбалевич констатирует — положения Конституции не работают в Беларуси: «Конституция формально есть, а реальная общественная жизнь идет своим путем. Ни органы власти, ни население особо на нее не ориентируются. Например, у нас не выполняются статьи, в которых говорится о гражданских правах в Беларуси, о разделении властей, независимости суда, правовом государстве».

Об изменениях Конституции, прежде всего произошедших в 1996 году, Елена Тонкачева говорит, что они вызвали шок: «В то, что такое произошло, невозможно было поверить. Очень многие люди, работавшие в юридической сфере, не могли отнестись серьезно к тому, как расправились с Конституцией в 1996 году. Произошедшие казалось чьей-то злой шуткой. Последующие изменение не вызывали такого шокового состояния. Теперь же выросло поколение белорусов, в частности юристов, которые относятся к той Конституции, что есть сегодня как к норме. Это страшно, поскольку современные молодые юристы не задумываются, какие и по каким причинам изменения вносились в Конституцию».

Конституция — это не декларация, подчеркивает Е.Тонкачева, а то, что является руководством к действию. Нельзя пренебрегать принципами, заложенными в ней, не соотносить, например, теоретические знания о принципе разделения властей с тем, что написано в Основном Законе и тем, что происходит в действительности. Между тем она подчеркивает — трудно относиться к положениям Конституции серьезно, когда знаешь, что они не реализуются на практике.

«Конечно, можно закрыть глаза и воспринимать противоречия как нечто, не относящееся к реальности и не имеющее к тебе как к юристу и гражданину отношение. Однако в случае, если в стране так рассуждают и живут, — это не народ, не государство и не Конституция», — подчеркнула собеседник «Белорусских новостей».

Оценить материал:
Средний балл - 5.00 (всего оценок: 7)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева