В белорусском образовании царит авторитаризм

Белорусская средняя школа — отражение государственной системы. Здесь и авторитарный стиль руководства, и непоследовательность политики, и нехватка...

белорусская школа возвращается к 11-леткеБелорусская средняя школа — отражение государственной системы. Здесь и авторитарный стиль руководства, и непоследовательность политики, и нехватка ресурсов вкупе с отсутствием национальной идеи.

«Я сказал, как будет, не нравится — уходи»

Авторитарный стиль правления в стране так проник во все сферы, а в образование — начиная с Министерства образования, областных отделов образования, и заканчивая учреждениями образования, где и дети и педагоги находятся в подавленном угнетенном состоянии. О такой атмосфере в белорусской школе шла речь на заседании круглого стола «Проблемы образования Беларуси».

Доцент Николай Ковш, в течение нескольких десятков лет преподававший в школе математику и физику, говорит, что школа отражает государственную авторитарную модель: «В образовании есть множество царьков, которые соответственно ведут себя и знают один ответ на все проблемы и вопросы: «Я сказал, как будет, не нравится — уходи».

Уровень оплаты труда недостаточен, считает Н.Ковш. На сферу образования в соответствии с бюджетом на 2010 год предполагается потратить 1,4 трлн. рублей (в 2009-м было 1,3 трлн. рублей). На зарплату работников расходуется 72% всех средств, которые идут на нужды ведомства. Результат повышения зарплат в прошлом году, по данным Министерства образования, — около 800 тысяч рублей получают учителя в школах и около 1,5 млн. рублей — преподаватели вузов.

По данным Национального статистического комитета, в учреждениях образования средняя декабрьская зарплата составила 750,7 тыс. рублей, в том числе зарплата учителей — 819,6 тыс., профессорско-преподавательского состава — 1 млн. 801,6 тысячи. Средняя февральская зарплата составила в учреждениях образования, по данным Белстата, 736,5 тысячи рублей.

Между тем Н.Ковш подчеркнул: молодой специалист с высшим образованием зарабатывает не более 400 тысяч рублей. Как результат, в Беларуси в системе школьного образования большинство работающих — женщины, а мужчины занимают не более 15% должностей. «Это подчеркивает, что сфера на рынке труда остается малооплачиваемой и малопривлекательной для мужчин, которые традиционно стремятся на более высокооплачиваемые должности», — говорит он.

Какова же моральная компенсация учительского труда? Н.Ковш отметил, что если раньше звание заслуженного учителя в стране получали ежегодно несколько сотен учителей, то в последние лет 15 — шесть-семь человек. В нашей стране большего почета удостаиваются представители силовых структур.

Строятся ледовые дворцы, а в большинстве школ нет нормальных мячей

Система образования, как и любая другая социальная система, может нормально функционировать и развиваться, если есть надлежащее ресурсное обеспечение. Н.Ковш отметил, что при вполне удовлетворительном кадровом обеспечении «школа бедна, если не сказать нищая».

Педагогов нацеливают на зарабатывание денег: «Для начальников управления образования наиважнейшей задачей является выполнение плана по платным услугам. Именно за это у руководителей учреждений образования снимают шкуру». Речь идет о платных факультативах, кружках, секциях в школах.

При этом в школах порой нет самого необходимого. Н.Ковш отметил, что в Беларуси активно «строятся ледовые дворцы, а при этом в большинстве учреждений образования нет нормальных мячей». Что до компьютерной техники, то, отметил Н.Ковш, в городе на один компьютер приходится 26 учеников: «Если ученик будет проводить один час у компьютера, к суткам необходимо прибавить еще два часа».

Между тем Программой развития общего среднего образования на 2007-2016 годы предусмотрены модернизация школьных библиотек и преобразование их в центры информационных ресурсов и медиацентры. Минобразования рекомендовало оснастить школьные библиотеки компьютерами и подключить их к интернету. Однако родители, дети которых учатся в обычных столичных школах знают: нет в школах ни интернета для учеников, ни современных компьютеров. Хотя социальный стандарт — один компьютер на 30 школьников — в стране, в общем-то, выполняется. Но что это за компьютеры? Множество единиц техники устанавливалось еще в прошлом веке. К примеру, в Могилевской области изношено около 22% компьютеров. Получше ситуация в Минске, где износ составляет 5%.

Николай Ковш предложил подумать, есть ли в стране какие-либо еще специалисты, которые так же, как учителя, ремонтируют своими руками кабинеты, где работают: «Для школы это как раковая опухоль, от которой мы не можем избавиться. Между тем бюджет пополняется, кроме налогов, штрафами, доходами от лотерей, но учреждения среднего образования находятся по-прежнему один на один с проблемой недостаточного финансирования».

Качество образования падает, как и требования к нему

Результат разброда и шатания последних лет — падение качества образования. В школах сокращено количество часов для изучения предметов, ЦТ упрощается. Экс-проректор БГУ Анатолий Павлов рассказал, что в результате преподаватели вузов жалуются на слабых первокурсников, а директора школ — на недостаточный уровень подготовки молодых специалистов. «Не придется ли нам призывать варягов, чтобы наладить белорусскую систему образования? Кодекс об образовании, который готовится к принятию, остается для общественности закрытым документом. Не исключено, что его принятие совсем не улучшит ситуацию в образовании. Когда речь идет о том, что высшее образование можно получить за три года, это абсурд, и говорить дальше уже не о чем», — сказал он.

Николай Ковш отметил, что одной из главных потерь белорусской школы последнего времени стало то, что в результате перехода на 11-летнее обучение был разрушен дифференциальный подход к образованию, система профильных классов, лицеев. Сегодня в гимназиях учат на уровне обычных школ, а в школах в старших классах — как в ПТУ.

«Мы выходили на завершающий этап реформы, когда ее отменили в 2008 году. Теперь система образования находится в атмосфере шторма и противоречий. Приведу пример: в Беларуси в связи с реформой школы в прошлом году резко сократилось учебное время на изучение иностранных языков — до двух часов в неделю в старших классах. Через некоторое время заговорили об экзамене по иностранному языку», — сказал Н.Ковш.

Заметим, что как сама отмена реформы (возвращение к 11-летке), так и идея возвращения экзамена по иностранному языку шли от президента. Как сообщала пресс-служба главы государства, «Александр Лукашенко считает необходимым с учетом современных требований активизировать работу по изучению иностранных языков».

Белорусская школа лишена национальной идеи

Однако даже если наши дети выучат иностранные языки, это не снимет проблемы отсутствия национальной составляющей белорусской школы, говорит Николай Ковш. Ежегодно в стране становится все меньше детей, которые обучаются на белорусском языке. Еще 10 лет назад на белорусском языке училось более 463 тысяч ученик, что в два раза больше, чем в настоящее время. В процентом соотношении ситуация такова — 30% и 20%.

Литератор и политик Лявон Борщевский подчеркнул, что белорусская система образования осталась без национальной идеи и культурологической составляющей. Между тем как раз культура создает стабильную основу для развития образования и страны в целом, считает он.

«Власти успешно справились с задачей ликвидировать культурологический национальный компонент белорусского образования. Отсутствие культурологического аспекта в образовании — самая большая проблема осовремененной школы. Я работаю с детьми с 1981 года и констатирую ментальные глубинные изменения в современных детях. Они не привыкли читать, рефлексировать. Нельзя игнорировать культурологический компонент образования. Это включает в себя и языковую подготовку, и создание атмосферы необходимости в этом в стране. В настоящее время это не делается ни системой образования, ни официальными средствами массовой информации», — подчеркнул Л.Борщевский.


  • Все правда, полностью поддерживаю авторов. в следующем году буду уходить со школы, хотя проработала 20 лет, имею высшую категорию, дети меня любят, ходят за советом, помнят, приходят в гости. НО.... и не только зарплата , а подлинное унижение. Бумажка важнее ребенка, что напишешь, только тогда твоя работа ценится, не написал что ели трудные дети класса сегодня на обед, ты не работаешь. НЕт денег у родителей закладывай свои за платные услуги - план - директору премию снимут, а он с учителей. ЛОтереи, подписка обязательная, бумагу за свои, ручки детям в классе за свои, пожертвования и т.д Больше зарплаты в школе оставляешь + время от родных отнимается на подготовку уроков. Успокаивает именно моральный аспект, когда работаешь непосредственно с ребенком и видишь результат. Так что кто хочет пусть работает, а я устала.
  • Согласна, всё так и есть. Проблема еще и в том, что педагогом быть никто не хочет, а основная масса из тех, кто получает пед. образование - это те, кому поступать больше некуда. Слишком, слишком много много лишнего, не относящегося именно к образованию. Добровольно-принудительная подписка на непопулярные журналы и газеты, принудительное школьное питание (не такое уж и дешевое и качественное), нехватка оборудования для обуения, принудительное же вступление в БРСМ, вечные поборы на ремонты и выпускные... В колледже, где я училась, требовали раз в семестр сдавать минималку, в колледже сестры - принудительная запись на кружки в центр творчества, находящийся неподалеку. А на что похожи педсоветы с их "единогласными голосованиями", даже говорить не буду. И чего только стоят проверки? За неделю в туалетах появляется и мыло, и полотенца, и бумага - но только там, куда могут заглянуть прверяющие. В день проверки в школе должно быть тихо, и столовая закрыта, и все по струнке ходят... Проверки нет - и снова все как было. Простой пример, но налицо. При этом никто о проблеме не говорит, все молчат, потому что так... проще?
  • потмоу что у нас школы для учетилей а именно джае не для учителей а для админстрации ,но уж точно не для учеников. больницы для врачей и так далее. и бюрокртаы и задрали а еще эти всечно всего боящиеся. все боятся боятся, скоро самих себя бояться будут, жаль мне вот только что это о моей державе такое говрят, жаль что опровергнуть нечем, жаль что миллионы терпят, прсто стыдно за то что я живу в красивой стране с уродскими порятками .