Беларусь-1945. Встречные перевозки по Германской имперской железной дороге

Если говорить всю правду о войне, то надо бы вспомнить и погибший в Беларуси гражданский персонал Deutsche Reichsbahn…

Согласно данным Белорусского штаба партизанского движения, которые ныне приводятся в официальных источниках, с июня 1941 по июль 1944 года партизаны подорвали и пустили под откос свыше 11 тысяч железнодорожных эшелонов противника. Означает это и то, что кроме военнослужащих Вермахта, в катастрофах погибли тысячи железнодорожников из Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Франции, Польши, Словакии. В большинстве это были гражданские лица.

У кого-то из них служба в системе Deutsche Reichsbahn (DRB — Германская имперская железная дорога) была добровольной, у кого-то нет, но в любом случае не имелось свободы выбора маршрутов. Члены поездных бригад не могли заявить: «Наш профсоюз рекомендует воздержаться от участия в рейсах по территории Ostland, а в особенности Weisruthenian — Белоруссии, потому что это связано с риском погибнуть при диверсии».

Факты гибели на территории Белоруссии гражданских лиц из стран Западной Европы подтверждаются моими документальными находками в белорусских архивах. Обшаривая трупы на месте очередной железнодорожной диверсии или обыскивая живых перед неизбежным расстрелом, партизаны добывали личные удостоверения, письма и фотографии. Затем эти бумаги, как правило бесполезные с военной точки зрения, оседали в буквальном смысле мертвым грузом в разведотделах партизанских штабов. Один из таких трофейных документов сейчас лежит передо мной на архивном столе: удостоверение служащего Германской имперской железной дороги Германа Гартнера — Deutsche Reichsbahn Dienstausweis Hermann Gartner (Gärtner).

Gartner

Внук погибшего на войне белорусского партизана, я не рыдаю над немецким железнодорожником Германом Гартнером, который был убит в зоне действий Полесского партизанского соединения. Он пришел на нашу землю с армией оккупантов, и такова была его судьба.

Не ужасают меня и списки потерь работников немецкого ремонтного поезда, который действовал на отрезке пути между Минском и Оршей (оригинал документа оккупационной администрации):

«… 21). Lambert, Nikolaus. Mineur-Vorarbeiter, geb. 12.5.84, Wiesbach/Saar, verheiratet, 8 Kinder, Wohnung, Wiesbach/Saar, Einheit von Bormann, Minsk und Schodino, 21.1.43 vermisst…»

Ну, подумаешь, 21 января 1943 года пропал без вести (vermissten) некий железнодорожный строитель Николаус Ламберт, уроженец Саара… Однако спустя 67 лет возникает некое внутреннее беспокойство, когда видишь сведения личного характера: «женат, 8 детей». Надо бы сообщить потомкам Николауса Ламберта, Германа Гартнера и тысяч им подобных о месте и времени гибели предков, показать соответствующие документы…

Лично у меня нет претензий к внукам Гартнера и Ламберта. Была 65 лет назад Потсдамская конференция, был Нюрнбергский процесс, были репарации от поверженной нацистской Германии. И если сегодня внуки Гартнера и Ламберта захотят приехать в Беларусь, то предлагаю программу их визита из двух пунктов:

1). Вместе идем в архив и знакомимся с документами военных лет;

2). Вместе едем к предполагаемому месту крушения поезда, садимся на траву возле железнодорожной насыпи и поднимаем поминальные стаканы — гарэлка и schnaps — за души наших предков.

На этом «расчеты» будут окончены!

Но, оказывается, не все придерживаются подобной точки зрения. В эти дни средства массовой информации распространяют сообщения о том, что некоторые организации требуют выплаты компенсации в 445 миллионов евро от современного немецкого железнодорожного концерна Deutsche Bahn. Это предприятие называют преемником Deutsche Reichsbahn — Германской имперской железной дороги времен нацизма, которая занималась транспортировкой людей в концлагеря.

Спустя 65 лет после окончания Второй мировой войны объявились эксперты, которые проводят скрупулезные вычисления в том плане, что «Deutsche Reichsbahn получала от властей Третьего Рейха по два пфеннига (12 евроцентов) за каждый километр перевозки, следовательно, минимальная прибыль концерна за них составила около 445 миллионов евро; при этом реальная сумма прибыли железнодорожного оператора намного больше, так как значительная часть информации о перевозках документально не фиксировалась».

Когда речь заходит о сотнях миллионов истребуемых евро, то недостатка в экспертах не бывает…

Но вот о чем следовало бы задуматься. Если эта кампания затеяна в русле взаимопонимания и примирения, то движение навстречу должно быть обоюдным, должны быть «встречные перевозки». Если говорить всю правду о войне, то надо бы вспомнить и погибший гражданский персонал Deutsche Reichsbahn. Надо говорить не только «дайте», но и «возьмите» — возьмите сведения о ваших жертвах в той давней войне.

Вот почему эту публикацию, посвященную немецкому железнодорожнику Герману Гартнеру, одному из многих, я прошу расценивать как минимально-символический жест доброй воли со стороны гражданина Республики Беларусь.

Рассказ о гражданских лицах из Германии и других стран Западной Европы, которые в годы Второй мировой войны погибли или без вести пропали на территории Белоруссии, будет продолжен. Вот, например, удостоверение попавшей в руки партизан медсестры Лилли Кантель (Lilli-Hanna Kantel) из Данцига.

Lilli-Hanna Kantel

Но это уже другая история…