Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Минчанам напомнят исторические названия центральных улиц
    Власти Минска поддержали предложение установить на столичных улицах таблички с их историческими названиями…
  2. «Беларусь без крайностей». Минск укрепляет статус региональной переговорной площадки
    Эксперты «Либерального клуба» анализируют главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре...


Общество

Как обращались с участниками Площади после задержания?

 

Международная наблюдательная миссия Комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Беларуси, которая была создана 27 декабря, сделала первые выводы из опроса 73 человек, задержанных за участие в акции 19 декабря.

Анкеты, которые предлагалось заполнить вышедшим на свободу после административного ареста, касались семи основных вопросов: действия сотрудников сил безопасности на площади и в иных районах Минска, условия перевозки задержанных, содержания в местах досудебного нахождения задержанных, транспортировки в суды. Выяснялись также условия содержание в суде, самого судебного разбирательства и условия последующей доставки в ИВС.

Выводы миссии неутешительны: в отношении большей части опрошенных в той или иной форме применялось насилие, условия перевозки и содержания под стражей характеризуются как бесчеловечные и унижающие человеческое достоинство.

Так, по свидетельству нескольких опрошенных, плотность заполнения в спецтранспорте МВД составляла до 70 человек (при трех десятках посадочных мест). Большинство отметило, что задержанным отказывали в справлении естественных надобностей. Многим отказывали в предоставлении воды.

Говоря о местах досудебного содержания задержанных, доставленные в ИВС на Окрестина отмечали: по прибытии они в течение длительного времени — от 40 минут до 3 часов — содержались в спецтранспорте, а после выхода из него более получаса провели на морозе. Все находившиеся на Окрестина подчеркивали: от 2 до 3 часов они были принуждены стоять в коридоре лицом к стене с руками за спиной, после чего им было разрешено сесть на пол. Спустя еще минимум два часа задержанных стали группами отводить на оформление, где они сидели либо лежали на полу, ожидая оформления. При этом, по свидетельству нескольких опрошенных, некоторые сотрудники ОМОНа, проходя мимо, наносили удары ногами по лежащим на полу задержанным.

Что касается тех, кого после митинга доставляли в УВД, то, как отметили опрошенные, обращение со стороны сотрудников РУВД, в целом, было лучше, нежели со стороны сотрудников ОМОН, хотя зафиксировано несколько свидетельств о нанесении побоев, одной несовершеннолетней задержанной угрожали «утоплением в унитазе». Игнорировались просьбы одной из задержанных к сотрудникам милиции не курить.

Наряду с этим зафиксированы также два свидетельства того, что после судебных процессов в одной из единиц спецтранпорта сотрудники ОМОН по собственной инициативе кормили арестованных (пища впервые была предоставлена спустя свыше 30 часов с момента задержания). При этом другие сотрудники ОМОНа, как сообщил один из арестованных, на его глазах избивали задержанного, заставляя того петь песню «Саня останется с нами».

Большинство опрошенных отметили: во время судебного разбирательства государственный адвокат не предоставлялся. Также зафиксирован отказ в допуске адвоката, нанятого родственниками задержанного.

Отвечая на вопрос об условиях содержания под стражей в ИВС на Окрестина, ИВС Жодино, ИВС РУВД Минского района и в приемнике-распределителе для несовершеннолетних, опрошенные отметили низкое качество предоставленного питания (часть опрошенных свидетельствовала о расстройствах желудка среди арестованных). Кроме того, квалифицированная медицинская помощь оказывалась не всегда, постельные принадлежности (матрас, одеяло, постельное белье) выдавались также не всегда.

Международная наблюдательная миссия действует в Беларуси по поручению Комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Беларуси (КМК), объединяющего представителей правозащитных организаций стран пространства ОБСЕ и международных гражданских сетей и организаций.

«Права человека являются предметом прямой и законной озабоченности международного гражданского общества», — говорится в третьем заявление Миссии «О положении правозащитников и журналистов в Республике Беларусь по состоянию на 13 января 2011 года».

Соблюдению прав человека в нашей стране был посвящен «круглый стол», который прошел 13 января в редакции газеты «Советская Белоруссия». Тема: «Право на права — о демократии, правах человека и законности». Один из участников, политолог Владимир Мацкевич в ходе дискуссии предложил подписать обращение к генеральному прокурору Григорию Василевичу с просьбой провести компетентное расследование действий сотрудников правоохранительных органов после событий 19 декабря 2010 года в Минске. По его мнению, это было бы в интересах государства, поскольку сейчас необходимо вернуть доверие общественности к правоохранительным органам, к законам страны.

«Зафиксированные случаи истязаний задержанных, которые в некоторых случаях квалифицируются правозащитниками как пытки, не должны оставаться незамеченными. Причем, в значительной мере насилие применялось к людям, вина которых не доказана, и даже к тем, кто совершенно случайно оказался втянутым в события, послужившие поводом к их задержанию, — говорит Владимир Мацкевич. — Не нужно сидеть и ждать каких-то санкций Европы! То, что будет делать Европа — это дело самой Европы. Куда важнее начинать общественный диалог внутри страны, сколько бы граждан в нем ни участвовало. Этот диалог начинается с согласия двух или пятерых ответственных и разумных людей».

Политолог подчеркнул: необходимо проверить каждый сигнал, установить, что из изложенного является фактами, а что — плодом воображения испытавших шок людей.

«К сожалению, сейчас мы знаем о сигналах, но должны знать факты. Мы не квалифицируем имеющуюся у нас информацию как установленные факты, — говорит Мацкевич. — По всем установленным фактам должно быть возбуждено судопроизводство, выявлены и должным образом наказаны виновные».

Он считает, что расследование должно быть проведено гласно. Беларусь, как старейший член ООН, ратифицировала большую часть международных соглашений, запрещающих пытки и истязания в отношении любых лиц.

Остальные участники круглого стола, среди которых были член политсовета Республиканской партии труда и социальной справедливости, академик НАН Беларуси Евгений Бабосов, главный редактор журнала «Беларуская думка» Вадим Гигин, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при президенте Сергей Кизима, предложение Мацкевича подписать обращение к Генпрокурору не поддержали.

Правозащитник Борис Звозсков подчеркивает: по установленным фактам пыток расследование проводить необходимо, поскольку его непроведение сразу говорит о нарушении статьи 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в соответствии с которым пытки недопустимы.

«Только прокуратура может провести такое расследование и возбуждать уголовные дела с избранием меры пресечения в отношении подозреваемых в виде заключения под стражу», — говорит Борис Звозсков.

Наряду с Международной наблюдательной миссией за соблюдением прав белорусов сейчас наблюдает еще ряд структур: Европейский парламент, три cпециальных докладчика ООН (по вопросу о положении правозащитников, по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение, по вопросу о независимости судей и адвокатов), Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, а также спецдокладчики Комитета министров Совета Европы и генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Все они выразили озабоченность продолжающимся содержанием под стражей журналистов, кандидатов в президенты и их доверенных лиц и призвали к их немедленному освобождению.

Борис Звозсков считает, что результатом столь пристального внимания международных структур к проблеме прав человека в Беларуси может стать обращение к спецдокладчику ООН. «А он уже может обращаться с требованиями к государству выполнять взятые обязательства, — говорит правозащитник. — Обращения к спецдокладчику нужны для того, чтобы он потребовал принятия срочных мер, направленных на прекращение пыток, расследования фактов и привлечения к ответственности тех, кто пытал».

Спецдокладчик ООН тесно взаимодействует с Советом по правам человека ООН, который «рассматривает не отдельно взятого гражданина, а ситуацию в стране в целом, фиксирует, где происходят нарушения систематически и массово. На заседаниях Совета по правам человека могут присутствовать представители таких влиятельных организаций, как МФВ, ВОЗ, Всемирный банк, МОТ, ЮНИСЕФ и многие другие. Если решается вопрос о том, вкладывать ли какому-то инвестору свои деньги в то или иное государство, он может обратиться в Совет по правам человека ООН и спросить, а что у этого государства с правами человека? Cерьезный инвестор не пойдет туда, где систематически и массово нарушаются права человека».

Оценить материал:
Средний балл - 4.65 (всего оценок: 48)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Вы это об оппозиции, которая вывела людей на площадь без обеспечения их безопасности от различного рода провокаций и когда людей задержали, бросили их на самовыживание, как отработанный материал? А люди, обычно, уважают власть, которая умеет себя защитить и защитить ее граждан от анархии, когда власть каждого сильного над каждым граничит с отсутствием даже заурядной законности.
  • уважать можно и нужно только законную власть, а не террористов, захвативших эту власть фальсификациями и обманом, и удерживающих ее насилием и террором против законопослушных граждан.
  • Уважают за справедливость и мужество, а не за наглость, низость, подлость и трусость.
  • а власть не надо любить, ее нужно уважать.
  • Оборзели в конец.Своих граждан так унижать.У меня такое ощущение,что живем в среднем веке.И после такого они хотят что-бы люди любили такую власть,которая внушает ужас у своих сограждан.
  • Да уже по моему все поняли, что никакой инвестор сюда не пойдет, если будет рассчитывать только на законность поступков местных властей и органов правопорядка. Зато крышованые инвесторы могут и придти. Те для которых права человека пустой звук, сулящий ненужные издержки