Хирурги заступились за медсестер

Министерство здравоохранения предлагает увеличить зарплаты средним медработникам, участвующим в высокотехнологических операциях...

Министерство здравоохранения предлагает увеличить зарплаты средним медработникам, участвующим в высокотехнологических операциях.

Уже подготовлен проект соответствующих изменений и дополнений в указ президента Беларуси от 26 декабря 2005 года № 619.

операционная медсестра. Фото РИА Новости

Как сообщил главный хирург Минздрава Иван Пикереня, надбавка составит около 160% от оклада. Он также отметил, что «без хорошей сестры проводить высокотехнологическое хирургическое вмешательство сложно», и выразил надежду, что увеличение зарплаты привлечет высокопрофессиональных медсестер в хирургические отделения и отделения реанимации.

Иван Пикереня подчеркнул, что для закрепления кадров необходимо прилагать усилия на местах, например, решать проблемы с жильем для медиков.

С подобными мерами согласен и заместитель директора по кардиохирургической помощи РНЦП «Кардиология», главный внештатный сосудистый хирург Минздрава Вячеслав Янушко.

«Увеличение зарплаты — абсолютно правильный шаг, и он позволит остановить текучесть кадров и даже поспособствует притоку новых сотрудников, поскольку сейчас зарплаты у них довольно низкие», — говорит Янушко.

По его словам, из 10-12 новых медсестер, пришедших на работу в их центр по распределению, до конца срока дорабатывают в лучшем случае три-четыре человека. Остальные же любыми возможными способами уходят из системы здравоохранения.

По словам Янушко, к высокотехнологическим относятся длительные, трудоемкие, напряженные операции, на которые затрачивается «много психологических сил». Таковыми являются, например, все операции на сердце.

Обычно в них участвуют одна-две операционные сестры, две анестезистки и одна сестра следит за экстракорпоральным кровообращением, т.е. наблюдает за работой аппарата, выполняющего во время операции функции сердца и легких.

Вячеслав Янушко отмечает, что сестры в операционной несут большую ответственность, поскольку врач-анестезиолог, например, только руководит процессом, а недобросовестная медсестра может задуматься и ввести не тот препарат.

«Если медсестра не готова к операции, врач тоже не готов выполнить свою непосредственную работу. Если не будет подан нужный инструментарий, если анестезистка введет неправильный препарат, представляете что произойдет?», — говорит Вячеслав Янушко.

Операционная медсестра, по его словам, отвечает за весь ход операции, за все, что происходит в операционной, кто в ней находится, нет ли лишних людей, она следит за санитарным состоянием операционной, во что одет и обут медперсонал, готовит и стерилизует инструменты для операции и др.

По словам Янушко, сестры к ним проходят «довольно грамотные», 10-15% имеют высшее образование, хоть и не медицинское. Говоря о качествах высокопрофессиональной медсестры, он отметил, что она должна быть, в первую очередь, честной, ответственной, смелой, устойчивой. «Операции в среднем длятся по пять-шесть часов, но бывают и по 10-12 и даже больше. Это сложно выдержать, поэтому медсестра должна быть еще и выносливой», — говорит хирург.

«Когда ты не доверяешь операционной медсестре, которая с тобой работает, когда она подает не тот инструментарий, снижается качество работы и ее эффект. Поэтому врач идет на операцию раздраженный, нервничает. От работы медсестры в операционной зависит многое», — добавляет врач.

Сегодня в системе здравоохранения Беларуси отмечается дефицит медицинского персонала среднего звена. Только в Минске не хватает около 800 медсестер. Например, из-за дефицита реанимационных сестер в 2010 году в Детском кардиохирургическом центре не работала одна реанимационная палата, отменялись плановые операции.

По данным Национального статистического комитета, в декабре 2010 года средняя заработная плата в учреждениях здравоохранения составила 1 млн. 447,1 тыс. рублей, в том числе врачей — 2 млн. 477,1 тыс., среднего медицинского персонала — 1 млн. 380,9 тыс.