Мальчик в девочке: как выбраться наружу?

Михаил никогда не воспринимал себя как девочку и всю сознательную жизнь был мужчиной в женском теле...

Белорусы уже давно привыкли, что 8 марта все внимание должно уделяться женщинам — в большинстве своем милым особам с округлыми формами, тоненьким голоском и мягкими повадками. Однако не всех обладательниц двух Х-хромосом можно отнести к женщинам, у некоторых из них проступает щетина, отсутствует грудь и женские половые органы, они никогда не родят детей и не испытают оргазм…

Внешне Михаил ничем не отличается от других мужчин, и, увидев его на улице, вряд ли начнешь думать о его хромосомах и трудной судьбе, но больше всего в нем удивляет… обручальное кольцо.

Михаил признался, что никогда не воспринимал себя как девочку и всю сознательную жизнь был мужчиной в женском теле.

В детстве думал, что в мире он такой один и что никто никогда не поймет его проблемы. Родители, конечно, поддерживали, но были уверены, что «недуг» пройдет. Позже Миша осознал, что люди «не уделяют много внимания тому, что не касается их лично», и перестал придавать значение общественному мнению.

Как и все люди, первую любовь он встретил в детском саду, влюблялся и в школьные годы, но тогда ему удалось лишь пару раз поцеловаться с девочками. Первые и единственные настоящие отношения у него сложились с женой.

На физиологические особенности своего парня она отреагировала нормально, рассказывает Михаил. «Если любишь человека, какая разница, как он выглядит?», — говорит он. О своей транссексуальности с будущей женой он начал говорить примерно через три недели после знакомства, а потом и вовсе сделал предложение.

На операцию пошел сразу после того, как узнал, что это возможно. В 23 года он удалил себе грудь, а позже избавился и от половых органов. В перспективе — фаллопластика (искусственное восстановление или создание мужского полового органа) или методиопластика (создание мужского полового органа на основе женского клитора).

К тому же самая сложная процедура в изменении пола как раз не операция, и даже не дальнейшая социальная адаптация, а подготовка. Как рассказал Михаил, сперва транссексуал должен стать на учет в Городском сексологическом центре, который находится в Минске на ул. Менделеева, 4. Там «пациенту» дают направления на всевозможные обследования. В первую очередь ему предстоит сдать кровь и подтвердить, что он не является интерсексуалом (человеком, обладающим признаками обоих полов). После этого он проходит психиатрическое обследование в РНПЦ психического здоровья в Новинках, которое длится около двух недель. Дальше обследования продолжаются у урологов, гинекологов, эндокринологов и других специалистов.

После всех осмотров транссексуал должен простоять на учете минимум один год, после чего пройти межведомственную комиссию Минздрава, в которую входят ведущие врачи республики в разных областях медицины: опять же, гинекологи, урологи, психологи и т.д. Прохождение этой комиссии дает возможность поменять социальный пол, т.е. стать на военный учет (если женщина превращается в мужчину) и получить новый паспорт.

В ожидании второй комиссии, которая дает разрешение на гормональную и/или хирургическую смену пола, нужно простоять на учете еще не менее полугода. В результате, при самом лучшем стечении обстоятельств со дня постановки на учет до получения разрешения на операцию пройдет 2,5 года.

Хирургическую смену пола Михаил воспринимает как счастье, и был очень доволен, когда, проснувшись после первой операции, обнаружил плоскую грудь. Родители на смену пола отреагировали нормально. От родственников информация о смене пола тоже не скрывается.

Что касается социальной адаптации, наибольшие проблемы возникли с военкоматом. «У нас везде созданы благоприятные условия, чтобы пройти весь путь по смене пола, кроме военкомата», — говорит Михаил.

«В военкомате нам ставят статью 19Б, что означает «расстройство личности». Я просил поставить другую, объяснял, что мне надо жить дальше, что я тоже чей-то ребенок, на что мне ответили «ты чей-то ребенок, но не мой, и нам не надо, чтобы такие люди, как ты, жили в Беларуси наравне с нормальными», — рассказал Михаил.

«Но такая статья ставится только при условии, что ты лежал в Новинках с подтвержденным диагнозом «расстройство личности» и с детства состоишь на учете в Городском психоневрологическом диспансере на ул. Бехтерева. Но у меня есть заключение из Новинок, что я здоров, и я никогда не состоял на учете на Бехтерева. И когда проходишь медкомиссию, чтобы получить водительские права, тебе говорят, что с такой статьей в военном билете нужно принести справку из психоневрологического диспансера. Там в свою очередь сразу ставят на учет и дают справку, что ты годен к вождению автомобилей категории B. Следовательно, когда ты идешь устраиваться на работу, справка из ПНД показывает, что ты состоишь на учете, но годен к работе без права найма на руководящие должности. Конечно, ни один нормальный руководитель не захочет брать на работу человека с таким диагнозом», — поведал Михаил.

Однако не все так плохо, говорит он, есть в военкоматах и нормальные люди, которые входят в положение и ставят другие диагнозы — недоразвитие полового органа или его отсутствие, например, но таких людей — единицы.

Одним из социальных плюсов смены пола Михаил считает освобождение от дискриминации, которая присутствует на работе. «Я рад, что теперь на равных с мужчинами, потому что разница в отношении к представителям разных полов просто огромна, и она ощущается», — сказал он.