«Дело «Террастройинвест». Мошенники осуждены, а где же деньги?

Почти два рабочих дня потребовалось судье Первомайского суда Елене Ананич на оглашение двухсотстраничного приговора по уголовному делу о мошенничестве...

Почти два рабочих дня потребовалось судье Первомайского суда Елене Ананич на оглашение двухсотстраничного приговора по уголовному делу о мошенничестве, выявленном в ходе строительства многоквартирного жилого дома по улице Притыцкого, застройщиком которого является ЗАО «Террастройинвест».

Статистика этого уголовного дела, мягко говоря, впечатляет. Возбуждено оно было 23 сентября 2009 года следственным управлением предварительного расследования ГУВД Мингорисполкома. Следственная группа работала над ним почти десять месяцев, а материалы были собраны в 75 томов. По выводам следствия, жертвами стали 487 человек. Речь идет о «завладении мошенническим путем в период с ноября 2006 по июль 2009 годы денежными средствами граждан в особо крупных размерах на сумму более 41 миллиарда 230 миллионов рублей», что на тот момент в долларовом эквиваленте составляло примерно 19 миллионов. Для точных подсчетов требуется экономическое образование, ибо с учетом прошедшего времени — доллар доллару рознь. К примеру, в 2006 году одна денежка США стоила примерно 2140 белорусских рублей.

Большинство обманутых — минчане, но, кроме них, денег лишились и 120 иногородних граждан Беларуси, а также свыше 20 жителей Канады, ЮАР, Италии и России.

Свидетелями по делу проходило более 120 человек.

Обвинение в мошенничестве и хищении денег обманутых дольщиков, а также в легализации («отмывании») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, было предъявлено четверым мужчинам и двум женщинам.

Главными фигурантами этой криминальной истории являлись Борис Руднев, в одном лице — соучредитель и старший специалист по продажам ЗАО «Террастройинвест», и бывший работник этой компании Дмитрий Огородников, который, по данным милиции, был «осведомлен о приемах и методах оперативно-разыскной деятельности в связи с предыдущей работой в органах государственной безопасности».

Остальные подсудимые — Святослав Червонный, Владимир Курс, Наталья Хомец и Любовь Жук — сыграли в этом нашумевшем деле роль рядовых исполнителей. Еще один «строитель пирамиды» — некто Сергей Готальский — избежал суда земного. По некоторым сведениям, именно он руководил фальшивым офисом, где заключались договора от имени ЗОА «Террастройинвест». Возможно, именно через руки Готальского проходили деньги обманутых дольщиков, но в самом начале следствия он уехал в Москву, где скоропостижно скончался от сердечного приступа; похоронен он на Кальварийском кладбище Минска.

Слушание этого громкого дела началось 9 августа 2010 года. Не единожды в процессе объявлялись длительные перерывы, связанные с официальным признанием потерпевшими новых участников судебного разбирательства.

А деньги где?

Оглашение приговора началось 12 апреля. Судья предложила зачитать только его резолютивную часть, что заняло бы от силы полчаса. Однако характер проявил подсудимый Борис Руднев, изъявивший желание, чтобы были зачитаны все материалы. Минут через двадцать Руднев догадался, что чтение двухсотстраничного вердикта затянется на неопределенное время, и попытался отозвать свое требование, но решение судьи уже нельзя было изменить.

Несмотря на то, что судья Елена Ананич читала текст приглушенной монотонной скороговоркой, резолютивная часть обвинительного приговора прозвучала только после обеда 13 апреля.

Суд первой инстанции признал всех обвиняемых виновными.

Борис Руднев и Дмитрий Огородников приговорены к 9 годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Наталья Хомец должна провести в колонии общего режима 7,5 лет, а Любовь Жук — 4 года. Святославу Червонному определено наказание на срок в 6,5 лет в колонии усиленного режима. К месту заметить, многие потерпевшие сочувствовали этому молодому мужчине, считая, что он ни в чем не виноват. «Он просто сидел за компьютером в фальшивом офисе и распечатывал договора», — говорили они автору этих строк. Владимир Курс получил 4 года колонии усиленного режима. До суда он единственный находился под подпиской о невыезде, и единственный же признал свою вину — частично.

В счет компенсации морального вреда суд обязал нескольких осужденных выплатить по одному миллиону рублей более 150 потерпевшим, тем, кто в ходе судебного заседания заявил такие иски. Что же касается основного ущерба, то суд признал за потерпевшими право на его удовлетворение в гражданском производстве. То есть: теперь — каждый за себя.

Решением суда имущество всех осужденных фигурантов подлежит конфискации. По некоторым сведениям, следствием арестовано такого имущества почти на 4 миллиарда рублей. Но даже если его удастся реализовать на эту же сумму и поделить на всех обманутых, то все равно будет мало. В руки жуликов потерпевшие добровольно передавали суммы от 7 тысяч до 236 тысяч долларов…

Куда делись остальные деньги, ни следствие, ни суд ответа не дали. По слухам, главные фигуранты этой финансово-строительной пирамиды жили на широкую ногу: периодически отдыхали в теплых странах, покупали автомобили ценною свыше 100 тысяч долларов, проигрывались в казино. Возможно, что-то спрятано в кубышках…

Наиболее агрессивно воспринял вердикт суда Борис Руднев. В спину покидающей зал Елене Ананич он заявил дословно следующее: «Мне непонятен приговор. Мне непонятно, как можно, убедившись в моей полной невиновности, получив десятки доказательств, вынести такое бесчеловечное садистское решение! Вы палач, а не судья!». На восклицание одной из потерпевших женщин: «А деньги у нас брать можно было?», Руднев назвал одну фирму и фамилию человека, который проходил по делу потерпевшим: «Потерпевшие! Инициируйте проверку их финансово-хозяйственной деятельности! И вы найдете свои деньги, уверяю вас».

Приговор пока не вступил в законную силу. У подсудимых и потерпевших есть 10 суток на его обжалование в Минском городском суде.

Точка отсчета

Помимо «загадочным» образом пропавших денег обманутых дольщиков до сих пор остается тайной обстоятельства победы ЗАО «Террастройинвест» в конкурсе на возведение объекта «Многоквартирный жилой дом по генплану № 10 по улице Притыцкого в Минске в комплексе с многоярусной автостоянкой».

Формально отмашку к началу этой эпопеи дали городские власти. В сентябре 2005 года никому не известное частное ЗАО, образованное за год до того с уставным капиталом порядка 11 миллионов рублей, вдруг выиграло тендер. Притом, что в конкурсе участвовали еще пять претендентов, в числе которых были и государственные предприятия с большими строительным опытом и финансовыми возможностями. Но члены тендерной комиссии УП «УКС Мингорисполкома» (в то время это предприятие возглавлял нынешний мэр Минска Николай Ладутько) практически единогласно отдали победу «Террастройинвесту». Считается, что компания одержала верх над более опытными конкурентами благодаря заявленным минимальным срокам строительства объекта — 18 месяцев (строят до сих пор) и максимальной суммой, которую обязалась перевести на счет Мингорисполкома для нужд столицы — 500 тысяч долларов (деньги власть получила). Заявки соперников были более скромны. Однако спустя несколько лет в ходе следствия выяснилось, что практически весь пакет официальных документов (от бухгалтерского баланса до различных отчетов) ЗАО «Террастойинвест», представленный конкурсной комиссии теперь уже бывшим директором компании Ириной Романовой, она же — нынешняя супруга Бориса Руднева, содержал ложные сведения. Уголовное дело по этому факту было возбуждено, но затем прекращено за истечением срока давности привлечения к ответственности.

Как только ни называли и не обзывали в интернет-сообществе обманутых дольщиков! Увы, попались эти люди в грамотно расставленные сети, где не последнюю роль, конечно, сыграла меньшая цена на квадратный метр, обещанная в фальшивом офисе. Однако некоторые из будущих потерпевших приходили со своими юристами, которые изучали документы, не находили в них никакого подвоха и давали добро на подписание договора с передачей наличных долларов.

Вот и двенадцать членов комиссии не заметили, что им подсунули фальшивые документы. Выходит, опытные, имеющие большой строительный и прочий опыт чиновники тоже попались? Как же так?!.


  • «Дело «Террастройинвест». Мошенники осуждены, а где же деньги? Говорят, что все знает мер Минска. Но он ничего никому об этом не скажет.