Белорусскую трансплантологию тормозит нехватка доноров

По количеству трансплантаций Беларусь планирует достичь уровня европейских стран…

В последние годы в Беларуси активно развивается трансплантология. Медики подчеркивают, что это стало возможным в результате значительных капиталовложений в эту сферу и изменению законодательной базы. Вместе с тем, эксперты констатируют проблемы этой сферы медицины, связанные с нехваткой донорских органов.

В 2010 году в стране было произведено 169 трансплантаций органов, при этом умер лишь один пациент. Как отметил министр здравоохранения Василий Жарко на международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы органной трансплантации» 7 апреля, такие результаты вполне сопоставимы с европейскими.

Трансплантация в Беларуси началась в 1970 году, когда академик Николай Савченко выполнил первую в стране операцию по пересадке почки. При том что в Беларуси с тех пор этот орган пересаживали регулярно, сказать, что операции были поставлены на поток, нельзя. В разные годы их количество колебалось, но не превышало 40 в год. По данным Минздрава, в 1978 году в Беларуси было сделано 40 пересадок почек, а, например, в 1987-м — только 13.

Среди причин достаточно инертного развития трансплантологии можно назвать недостаток финансирования сферы в советские времена и несформированную законодательную базу. В 90-е годы сфера не развивалась в силу тех же причин, которые обострились еще больше.

Такое положение вещей не могло удовлетворять ни руководство страны, ни Минздрав. В результате появился план скорейшего внедрения в клиническую практику учреждений здравоохранения трансплантационных технологий.

Как отмечает руководитель Республиканского научно-практического центра (РНПЦ) трансплантации органов и тканей Олег Руммо, благодаря новой редакции закона о трасплантации органов и тканей, принятой в 2007 году, трансплантация в Беларуси получила новый импульс.

Закон закрепил презумпцию согласия граждан быть донорами органов после смерти. Забор органов у трупного донора разрешается с момента констатации смерти в порядке, определяемом Министерством здравоохранения. Забор органов у трупного донора не допускается, если до этого момента в организацию здравоохранения представлено заявление о несогласии на забор органов для трансплантации, написанное данным лицом при жизни либо его супругом (супругой), а при его (ее) отсутствии — одним из его близких родственников или законным представителем.

Практической задачей номер один было обучение персонала. За период с 2007 по 2010 год 28 специалистов из 9-й клинической больницы Минска, РНПЦ «Кардиология», РНПЦ «Онкология» прошли стажировку в европейских и российских центрах.

В 2008 открыли первое в Беларуси отделение по координации органного донорства в стране. Было принято решение об улучшении материально-технического оснащения учреждений, о реконструкции корпусов столичной 9-й больницы с целью создания на ее базе РНПЦ трансплантации органов и тканей. На создание центра потрачено 106 млрд. рублей, из них 68 млрд. — на приобретение медицинского оборудования и 38 млрд. — на строительные работы.

В результате количество пересадок почек увеличилось до 110 операций в 2010 году. Таким образом, с 1970 года совершено 1 150 пересадок. Сейчас каждые три дня какой-то пациент из листа ожидания получает почечный трансплантат, а срок ожидания в этом листе минимален — чуть больше двух лет. Три женщины, которым были пересажены почки в Беларуси, родили и воспитывают детей.

А в ночь со 2 на 3 апреля 2008 года в Беларуси была проведена первая операция по трансплантации печени.

В 2009 году официально открыли РНПЦ трансплантации органов и тканей, а уже в мае 2010 года сделали пересадку части печени от живого донора маленьким детям. Позже была выполнена первая операция по пересадке почки, извлеченной лапароскопическим путем с последующей трансплантацией живому родственному донору.

В 2009 году в РНПЦ «Кардиология» впервые выполнена трансплантация сердца, а также трансплантации комплекса почки и поджелудочной железы. Количество трансплантаций сердца в Беларуси увеличилось в два раза — с 11 в 2009-м до 22 в 2010 году. Потребность в пересадках органов грудной клетки в Беларуси составляет примерно 50 операций в год.

По данным Минздрава, живы более чем 90% из 72 пациентов, которым была проведена операция по пересадке печени, и 38 из 43, получивших новое сердце.

Проблемой в развитии трансплантологии в Беларуси, как и во всем мире, является постоянная нехватка доноров, отмечает главный внештатный кардиохирург Минздрава Юрий Островский, возглавлявший бригаду медиков, которые провели первую операцию по пересадке сердца в Беларуси. Он констатировал недостаточную активность регионов в выявлении потенциальных доноров и сообщил, что из Гродно и Витебска в прошлом году не было ни одного донора.

Как считает главный хирург Минздрава Иван Пикереня, в целом ситуация с выявлением потенциальных доноров в стране постепенно улучшается, однако к этой работе некоторые больницы, особенно в регионах, относятся формально. Порой «сообщают о потенциальных донорах, которым 90 лет или которые имеют сопутствующие патологии», сказал Пикереня 22 февраля на республиканском совещании по итогам работы неврологической и нейрохирургической служб. Он отметил, что «то количество травм и острых нарушений мозгового кровообращения, заканчивающихся смертью мозга, которое есть в Беларуси, должно быть рационально использовано». Один погибший, по словам специалиста, может спасти пять-семь человек.

Вместе с тем по числу пересадок органов в расчете на миллион жителей Беларусь находится на первом месте среди стран СНГ. С другой стороны, если в Беларуси на миллион жителей приходится 18 трансплантаций в год, то в Польше — 27, Испании — 84,8.

Олег Руммо отметил, что «если мы сумеем сохранить темп, который набрали, к концу 2011 года Беларусь по количеству выполняемых операций на миллион жителей достигнет уровня наших соседей, например Польши». При этом руководитель РНПЦ подчеркивает: предстоит много работать, чтобы приблизиться к лидерам трансплантации в мире — Германии, Великобритании, Бельгии, Испании.

Если стремиться к мировому уровню, то необходимо проводить ежегодно 100-150 операций по пересадке печени, 250-350 трансплантаций почек, 50-70 — сердца и 30 — поджелудочной железы.

Как новый виток развития трансплантологии можно рассматривать планы Минздрава организовать в июне 2011 года отделение трансплантации органов в Бресте. Если этот опыт будет признан позитивным и успешным, планируется открыть подобные отделения к 2015 году во всех областных центрах.

Приоритетом в развитии трансплантологии, по словам Руммо, является пересадка органов детям. Руммо выразил уверенность, что к концу 2011 года будет ликвидирован детский лист ожидания на пересадку почки, могут быть также выполнены первые операции детям по трансплантации сердца.

Среди других перспектив развития трансплантологии — расширение спектра выполняемых операций. Руководитель РНПЦ трансплантации органов и тканей сообщил, что кардиохирурги и онкологи практически готовы к выполнению операции по пересадке комплекса «сердце и легкие», а также легких. В РНПЦ планируется освоить и внедрить в практику трансплантацию комплексов «печень и почка», «печень и поджелудочная железа».

Вместе с тем Руммо отметил: белорусские врачи «прекрасно понимают, что преодолели лишь маленькую часть того огромного пути, по которому идет весь трансплантационный мир, и почивать на лаврах нам очень и очень рано».


  • показательно то, что уровень медицины в Беларуси таков, что для спасения жизни приходиться делать пересадку органов
  • пугает то,что в нашей таталитарной системе проблема дифицита органов может решится "жэстачайшым образам" и дефицит исчезнет. Отрежут и скажут что так и было. В стране где право уничтожено нет никакой гарантии.
  • Да уж(((( Поразила презумпция согласия - может тогда некоих и не лечить-то, а? Совок, блин. Никакой человечности - некоторые регионы не подали ни одного потенциального донора. Вот бы родного человека автора данного высказывания потенциальным донором назвали бы и давай скорей бы на кнопки ему нажимать. Понравилось бы? Всё та же идиотская плановость, далеко пошли. Что дальше?