ЦТ — испытание, школьный экзамен — спектакль?

Почему, получив на выпускном экзамене 8 из 10, тот же ученик на тестировании получает тоже 8, но уже из 100?..

экзаменВ этом году базовую школу закончат 94 376 учеников, а среднюю 75 603. Все выпускные экзамены пройдут с 1 по 12 июня. Дальше — ЦТ для тех, кто планирует поступать в вузы.

Какие экзамены сдают школьники?

Выпускники базовой школы (после 9 классов) сдают четыре экзамена. Это белорусский язык (письменно), русский язык (письменно), математика (письменно) и история Беларуси (устно). Выпускники средней школы (после 11 классов) — три: два обязательных письменных — по языку (белорусскому или русскому на выбор) и математике. Третий экзамен пройдет в устной форме по любому из предметов школьного цикла на выбор учащегося.

 

Есть проблема

Евгений ЛивянтРепетитор Евгений Ливянт считает, что пора обратить внимание на то, как сдают экзамены в белорусской школе. На его взгляд, существует противоречие между системой выпускных экзаменов и ЦТ. И суть его в том, что ЦТ сдают честно, а экзамены в школе нет: «На мой взгляд, необходимо понять, наконец, что в системе образования накопились серьезные проблемы. Мы обманываем сами себя, создавая миф о качественном образовании и поддерживая его. Боюсь, что таким образом мы маскируем провал в подготовке учеников в средней школе. Нужно признать существование проблем и наметить пути их решения».

По мнению Евгения Ливянта, результаты ЦТ показывают, что в Беларуси ситуация с подготовкой в средней школе стремительно ухудшается.

«ЦТ со средним баллом по математике около 22 — это то зеркало, в котором кривая рожа белорусского образования видна. Слишком красноречив, на мой взгляд, 21,1 балла по физике у выпускников школ. И это, заметьте, среди тех выпускников, кто выбрал этот предмет для сдачи ЦТ. Или еще пример — около 36 баллов по русскому. Если сопоставить средний балл по ЦТ и за экзамен в школе, получается, что слишком хорошую оценку ставят в школе».

 

Почему так происходит?

Евгений Ливянт считает, что во время школьных экзаменов происходит бессмысленный спектакль, причем об игре и правилах знают все. Ученики знают, что спишут во время экзаменов, учителя знают, проверяющие знают. И все делают вид, что все происходит честно: «Если бы учителя и проверяющие получали бы за «закрытые глаза» материальное вознаграждение, то в их действиях была бы хоть какая-то, пусть и преступная логика. Но подарки на экзаменах ограничиваются цветами и коробкой конфет».

Наш собеседник рассказал, что в год у него занимается несколько десятков учеников, он также поддерживает связь с теми, кого учил раньше. Абсолютное большинство из них говорят, что школьные экзамены были списаны. Среди способов сдать устный экзамен называют, например, определение билета, который надо выучить заранее. Как пример, он привел высказывание своего ученика: «Учительница обнаглела. Чтобы получить «7», нужно выучить один билет, от «8» до «10» — целых три. Это при том, что там несколько десятков билетов!».

Письменные экзамены по математике сдаются так — есть сборник экзаменационных работ и есть решебник к нему, изданный вполне официально. Способ переписать находят все. Причем учителя внимательно следят, чтобы ученики не перестарались, а списали на нужную оценку, рассказал собеседник.

Анекдот происходит с медалистами: «Мне известно, что большинство их работ откладываются отдельно и переписываются позже под контролем учителей. Только после этого их везут в медальную комиссию. Там знают, что работы переписывались. Это скорее контрольная для учителей — вдруг кто-то что-то пропустил, проверяя работу».

Проблема в том, что выпускники потом приходят на ЦТ и не верят, что там все по-взрослому. Открыто списывать уж точно не позволят: «По рассказам учеников, если экзаменаторы видят, что во время ЦТ человек списывает, подходят и забирают работу без каких-либо комментариев. И это справедливо — правила или есть, или их нет».

Евгений Ливянт считает, что если проведут в школах нормальный экзамен по математике, оценки окажутся значительно хуже: «Будет шок, оценки будут совершенно другие — от 2 до 5. На мой взгляд, пора опомниться и начинать думать, как учить детей, а не ставить им липовые оценки, не давая знаний. А пока многие абитуриенты «подтверждают» на ЦТ школьные оценки: 8 из 10 на экзамене в школе и 8 из 100 на ЦТ».

Корректно ли сравнивать результаты экзамена и ЦТ?

Безусловно, в Беларуси масса школ, где гордятся знаниями своих учеников, и где ученикам нет нужды списывать, так как полученные знания позволяют не прибегать к недозволенным методам.

Ирина КлевецЗа последние пять лет учитель биологии гимназии № 4 Сморгони Гродненской области Ирина Клевец подготовила более 34 победителей и призеров районных, 11 областных, 4 республиканских олимпиад. Пять ее учеников стали лауреатами президентского спецфонда по поддержке одаренных учащихся и студентов. Сама она стала победителем конкурса «Учитель года» в 2006 году.

Нет ли противоречия между подготовкой к ЦТ и к сдаче экзамена в школе, спросили Naviny.by у Ирины Клевец.

Она считает, что подготовка к сдаче экзамена скорее помогает сдаче ЦТ. Для повторения курсов, по которым сдавать экзамен не нужно, есть факультативы, платные занятия по подготовке к ЦТ в школе по очень демократичной цене — 20 тысяч рублей за четыре занятия в месяц в группе из 6 человек. «Мы с моими детьми все повторяем и успеваем подготовиться и к экзаменам, и к ЦТ», — отметила она.

Ирина Клевец отметила, что подготовка к устному экзамену, кроме прочего, развивает речь: «К сожалению, складывается такая ситуация, что наши школьники не очень хорошо говорят. Поэтому подготовка к устному экзамену способствует развитию речи, кроме всего прочего. Хорошая подготовка к экзамену способствует систематизации знаний».

Что касается других предметов, которые сдают все, то есть русский (белорусский) и математика, то здесь экзамен также необходим, считает Ирина Клевец. При этом, по ее мнению, какой-то общий экзамен и за курс средней школы, и для поступления в вузы и ссузы неактуален: «В таком случае мы всех ставим на одну планку — и тех, кто планирует поступать в высшие или средние специальные учреждения, и тех, кто нет. Кроме того, мои коллеги говорят, что в ходе экзаменов и ЦТ проверяются разные умения. Языковеды подчеркивают, что ЦТ проверяет теоретическую базу, а изложение — умение формулировать мысли и память».

Что касается сравнения результатов ЦТ и экзаменов, то необходимо иметь в виду, что не все дети будут сдавать ЦТ, отмечает Ирина Клевец. Поэтому, по ее мнению, сравнивать результаты экзаменов и ЦТ некорректно: «ЦТ требует навыков, необходимых для обучения в высших учебных заведениях. Между тем перед школой не стоит задача готовить всех учеников для поступления в вуз. Есть навыки и умения, которые должны быть сформированы по окончании школы. Выпускной экзамен проверяет наличие или отсутствие этих навыков».


  • реформирование лучшего в мире образования, делают своё дело. Как говорят "лучшее-враг хорошего"
  • ЦТ - абсолютно бестолковая вещь в плане оценивания знаний, во всяком случае по некоторым предметам.
  • Пишется: Евгений Ливянт считает, что если проведут в школах нормальный экзамен по математике, оценки окажутся значительно хуже: «Будет шок, оценки будут совершенно другие — от 2 до 5. На мой взгляд, пора опомниться и начинать думать, как учить детей, а не ставить им липовые оценки, не давая знаний. А пока многие абитуриенты «подтверждают» на ЦТ школьные оценки: 8 из 10 на экзамене в школе и 8 из 100 на ЦТ». В этом нет ничего удивительного. Оценки могут отличаться не только описанными случаями, но и от требований преподавателей разных категорий и школ, и с разной категорией учеников, с которыми преподавателю приходилось работать. Я уже не говорю о том, что, к примеру, многие билет под №1 могут знать лучше те, кто только его прочитал, и, возможно, хуже те, кто прочитал его раньше в сравнении с другими, от чего сам билет позабылся. Но я не вижу в этом чего-то плохого. Поскольку я не вижу ничего хорошего в универсалах школьного образования, равно как и при получении высшего образования. Суть то в том, что успеха добиваются специалисты узких природных дарований и узких целевых направлений подготовки учеников и будущих специалистов. Этот вопрос актуален и по той причине, что с психологический точки зрения, а в большей мере от конкретных психических или физических возможностей детского, школьного организма, нужно ли его загружать да перегрузок и болезненных состояний? Вот из этого надо исходить, а не из стремления взрослых универсалов, мало достигших в этой жизни, превращать детей и в танк, и в самолет, и в подводную лодку многотысячного железнодорожного состава знаний. При этом заковывать детей и взрослых на такой груз знаний сугубо асфальтовых и даже железнодорожных маршрутов в отечественном образовании. Не пора ли школьникам давать реальный и полезный груз знаний в таком количестве, как альпинистам груз в рюкзаке? А оценки выставлять системе образования по тому, насколько соответствует такой груз полезности в будущих походах молодых людей по маршрутам горных, водных, воздушных, космических и жизненных знаний.
  • firemoney.ru - научись зарабатывать в интернете без вложений! http://www.wmmail.ru/index.php?cf=reg-newr&ref=granit1502 - зарегистрируйся и начни зарабатывать прямо сейчас!
  • "По мнению Евгения Ливянта, результаты ЦТ показывают, что в Беларуси ситуация с подготовкой в средней школе стремительно ухудшается". Все относительно. Не спорю, может быть раньше и учили математике лучше, но количество трубок обоев, необходимых для ремонта, что теперь, что 30 лет назад большинство рассчитывает, тыкая пальцем в старые обои, наклеенные на стену.
  • Это реально спектакль. Да не везде, да не всегда. Но по опыту знаю - никто не даст испортить оценки или наоборот - получить больше чем надо.