Дело «витебских террористов». Как милиция уничтожала вещдоки и улики

Капитаном Лавреновым пакет был осмотрен, после чего находившиеся в нем провода были перерезаны, содержимое разобрано на составные части и выброшено...

Белорусская милиция в массе своей — непрофессиональна, а отдельные ее представители создают условия для совершения тяжких преступлений с гибелью людей…

Именно такое впечатление, перерастающее в уверенность, создалось у корреспондента интернет-газеты Naviny.by, когда сегодня в ходе исследования материалов уголовного дела защитники обвиняемых огласили ряд документов, на которые гособвинители предпочли не обращать внимание Высокого суда.

Прокуроры обвиняют Владислава Ковалева в «преступном бездействии». Возможно, парень действительно не выполнил свой гражданский долг и не донес на друга, который задумал и совершил страшное преступление. Но как быть с тем, кто по долгу службы обязан противодействовать преступности вне зависимости от ее формы и содержания, но вместо этого совершает «преступные действия»?

События, о которых пойдет речь, произошли ночью 10 июля 2004 года. Этот эпизод инкриминируется Дмитрию Коновалову по ч. 2 ст. 339 УК (злостное хулиганство) и звучит как «покушение на поджог киоска № 8 «Витебскоблсоюзпечати», расположенного возле дома № 120 на улице Горького, с использованием незаконно изготовленного им и установленного под крышу указанного киоска самодельного взрывного устройства».

По выводам следствия, злодейство не было доведено до конца, ибо этому помешал сторож коммерческих ларьков Владимир Громов, который спугнул Коновалова, и «сотрудники органов внутренних дел, которые обезвредили взрывное устройство, предотвратив тем самым уничтожение и повреждение киоска и находящегося в нем имущества на общую сумму не менее 1 523 640 рублей».

Громов в качестве свидетеля был допрошен в суде. Он, в частности, сообщил, что все случилось за полночь, преступника видел издали, пытался его преследовать, но не догнал. А под крышей киоска сторож обнаружил черный пластиковый пакет с очень странным содержимым: к двухлитровой бутылке был прикреплен цилиндр с проводами и работающие часы, на которых стрелка будильника была установлена на 12.00.

Испугавшись, мужчина бросил пакет на проезжую часть и остановил проезжавший мимо наряд Первомайского отделения охраны. Два милиционера этого подразделения также дали свои показания в суде на эту тему, один из них — водитель — рассказал, что в бутылке был бензин. Со слов стражей порядка, они сообщили о находке своему начальству, а затем на место происшествия приехала следственно-оперативная группа.

Что дальше происходило возле киоска, в подробностях стало известно сегодня из зачитанного адвокатом Дмитрием Лепретором документа под заголовком «Заключение по факту обнаружения гражданином Громовым предмета, похожего на самодельное взрывное устройство».

Как можно понять, о странной находке под крышей киоска ночью 10 июля 2004 года вспомнили только после сентябрьских взрывов Витебске в 2005 году и провели, как водится, служебную проверку, материалы которой были позже были уничтожены за сроком давности.

Сохранилось только упомянутое заключение, да и то в электронном виде. Из него и стало известно, что к месту происшествия была направлена следственно-оперативная группа Первомайского РОВД, в составе которой находились: «старший дознаватель ОДПР капитан милиции Лавренов, старший эксперт ЭКО капитан Коробкин и старший оперуполномоченный УУР майор Пульман». Далее сообщается:

«По прибытии капитаном Лавреновым указанный пакет был осмотрен, после чего находившиеся в нем провода были перерезаны, содержимое разобрано на составные части и выброшено.

Будучи опрошенным, капитан милиции Лавренов пояснил, что, осмотрев указанный предмет, он перерезал провода и отсоединил часы, которые были в нерабочем состоянии. Находившаяся в бутылке жидкость не имела запаха и напоминала воду. В связи с эти он, Лавренов А.Ф., понял, что данный предмет является муляжом взрывного устройства и чьей-то шуткой, поэтому, разобрав его на части, выбросил в находившийся за остановкой мусорный бак. О результатах проверки доложил дежурному ДС РОВД.

Служебной проверкой установлено, что сообщение об обнаружении гражданином Громовым указанного пакета зарегистрировано в книге № 2 Первомайского РОВД г. Витебска за № 6406 10.07.2004 г., где в графе «принятое решение» учинена запись «выброшен в мусор».

Документальное оформление обнаруженного гражданином Громовым предмета, похожего на взрывное устройство, также и осмотр места происшествия не производились. Сотрудники специального подразделения по разминированию и других специальных служб на место происшествия не направлялись и участие в осмотре указанного предмета не принимали. Кроме этого, направленные к месту происшествия сотрудники следственно-оперативной группы не были экипированы бронежилетами.

09.11.2005 г. информация об обнаружении предмета, похожего на самодельное взрывное устройство, гражданином Громовым была сообщена участковому инспектору милиции Первомайского РОВД лейтенанту милиции Кондратчику и зарегистрировано в книге № 1 за № 5934 от 12.11. 2005 г. По данному факту последним была проведена проверка, по результатам которой было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием в действиях неустановленного лица состава какого-либо преступления».

Зачитав сей документ, адвокат Лепретор пояснил, что за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей некоторые участники ночной истории возле киоска № 8 понесли дисциплинарную ответственность.

С позиций закона, очевидно, что ночью 10 июля 2004 года следствие по будущему делу «витебских террористов» из-за, скажем так, самоуверенности витебского капитана милиции, сумевшего на глаз отличить бомбу от шутки, потеряло важные вещественные доказательства в виде самодельного взрывного устройства и улики, которые, предположительно, в виде отпечатков пальцев имелись на черном пакете и составных частях бомбы. И тогда, возможно, следствие по делу о взрыве 4 июля 2008 года, в руках которого оказались отпечатки пальцев, оставленные взрывником на невзорвавшейся бомбе, осталось бы без трагического продолжения 11 апреля 2011 года. Но это лишь догадки, если хотите, домыслы…

Кстати

«Заключение по факту обнаружения гражданином Громовым предмета, похожего на самодельное взрывное устройство» было утверждено 9 декабря 2005 года начальником УВД Витебского облисполкома полковником Вячеславом Евстафьевым. Позже полковник получил новое назначение и стал генералом. А 27 июня Александр Лукашенко подписал указ № 267, которым Евстафьев был освобожден от должности начальника управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел и уволен из органов внутренних дел в запас Вооруженных сил по возрасту.