Профессор Янушко: в настоящий момент наш главный враг — инсульт

В РНПЦ «Кардиология» прооперированы около четырех тысяч больных с заболеваниями сосудов, снабжающих головной мозг, в том числе и перенесших инсульт. Положительный результат — 85 процентов...

 

В современном мире человеку выживать непросто. Физические и психоэмоциональные нагрузки из года в год все возрастают и бьют нас прямо… в сердце, уверенно сказали бы врачи еще несколько десятилетий назад. И для современной медицины тема инфаркта миокарда весьма актуальна, но все чаще медикам приходится говорить о заболеваниях сердечно-сосудистой системы в целом.

Вячеслав Янушко. Заместитель директора по кардиохирургической помощи РНПЦ «Кардиология». Академик АМК Беларуси, профессор, доктор медицинских наук, главный внештатный сосудистый хирург Министерства здравоохранения Беларуси, председатель Белорусской ассоциации ангиологов и сосудистых хирургов.

Наш разговор с доктором Вячеславом Янушко начался с сухих статистических выкладок.

— Из общей структуры летальности 51% приходится на болезни системы кровообращения и только 13-14% — на онкологию, — говорит Вячеслав Алексеевич. — Слов нет, рак — грозная болезнь, но каждый второй человек в нашей стране умирает именно от сосудистых патологий. Так что для Беларуси это проблема из проблем. Как, впрочем, и для других цивилизованных стран: где-то больше, где-то чуть меньше, но уровень смертности от этих причин примерно одинаковый. Одинаково высокий.

— Что стоит за этим 51 процентом смертности? Инфаркт сердца и его осложнения?

— Совсем необязательно. От региона к региону цифры отличаются, но в среднем летальность от инфаркта сравнительно невысока — 7-7,5%.

В настоящий момент наш главный враг — инсульт, на него приходится 27-28% случаев гибели людей. И я думаю, что это именно то поле деятельности, где врачам нужно как следует побороться. Пока, несмотря на все усилия, удается снижать смертность от этих причин незначительно. В прошлому году — на 1,5%.

— В начале прошлого века инсульт называли ударом. Перенести его всегда фатально?

— «Удар» — не медицинский термин, и он не точно отражает то, что происходит в организме. Да и природа инсульта неодинакова.

Инсульт может быть геморрагическим и ишемическим. Первый — это прорыв стенки кровеносного сосуда мозга на фоне повышенного артериального давления.

Ишемический инсульт происходит на фоне атеросклеротического поражения сосудистой системы, он развивается из-за тромбоза сосуда и как следствие — нарушения кровообращения отделов мозга. Это происходит значительно чаще, чем разрыв сосудов, на долю ишемических инсультов приходится 85% случаев.

Когда инсульт уже произошел и часть мозга выпала из зоны кровообращения, на этом месте образуется киста, в которой происходит накопление жидкости. Естественно, там уже не восстановится мозговая ткань. Хотя в ходе операции мы добиваемся восстановления неврологических функций мозга.

В случае геморрагического инсульта хирург снижает давление вытекшей крови на мозг и организует ее дренаж, одновременно купируя пораженный сосуд.

Борьба с ишемией более вариативна. При своевременном обращении больного к врачу возможна хирургия во всех ее ракурсах и проявлениях. От традиционной (большой, на открытом поле операции) до мини-хирургии — инвазивной.

Если атеросклеротическая бляшка стала причиной критического уменьшения просвета сосуда мозга, выполняется обходной шунт либо реконструкция сосуда.

Если проблема возникла в экстракраниальном отделе (до вхождения в череп), помощь можно оказать менее травматичным способом: в область стеноза сосуда вводится баллон, который раздавливает атеросклеротическую бляшку, состоящую в начальной стадии на 90% из воды. Потом в проблемное место внутри сосуда ставится стент, который препятствует восстановлению бляшки и обеспечивает достаточный сосудистый просвет.

— То есть, главное — вовремя попасть к хирургу?

— Как минимум обратиться за медицинской помощью. Но тут не все просто. И это проблема, над которой надо еще поработать.

Лично я начал выполнять такие операции лет 30 назад. Уже тогда в республике сосудистая хирургия получила достаточно широкое распространение, и многолетний опыт говорит о том, что результаты оперативного вмешательства довольно хорошие. Но коллеги-неврологи до сих пор считают, что оперировать в этой зоне опасно. С сожалением хочу сказать, что до сих пор не выстроены нормальные взаимоотношения между хирургами и неврологами в вопросах помощи больным с патологией сосудов мозга. Слишком часто такие пациенты попадают в руки хирурга с опозданием.

Часто болезнь развивается постепенно, сначала может произойти транзиторная атака. Это когда неврологическая симптоматика, однажды проявившись, в течение 12-20 часов уходит. Больные нуждаются в своевременном обследовании и выяснении причин произошедшего — нельзя ждать повторения атаки! И если ими вовремя займется врач, эффект от вмешательства, как правило, самый благоприятный.

Поэтому еще раз повторяю: в борьбе с инсультом нельзя терять времени! Тут, как в известной поговорке, лучше перестраховаться.

— Если беда уже случилась и больной попал к вам, велики ли его шансы?

— Только у нас в РНПЦ «Кардиология» прооперированы около четырех тысяч больных с заболеваниями сосудов, кровоснабжающих головной мозг, в том числе и перенесших инсульт. Положительный результат — 85 процентов, третье место в СНГ. С такими результатами нам не стыдно говорить о своей работе на любом уровне, любом конгрессе. Тем более что у нас есть такие наработки и ноу-хау, которые для коллег из соседних стран зачастую - большая новость.

Да и на европейском уровне мы разговариваем с коллегами на равных. Все современное и прогрессивное, что выполняют сосудистые хирурги там, мы делаем и здесь.

Наша клиника занимается проблемами заболеваний сердца и в том числе сочетанными поражениями сосудов другой локализации, которые встречаются в 60-65% случаев (сонная, висцеральная артерии и артерии нижних конечностей).

— А если больной попал не к вам, а, скажем, в одну из областных больниц?

— Цель Республиканского научно-практического центра «Кардиология» и моя как главного внештатного сосудистого хирурга, учитывая угрожающую статистику, — научить всех хирургов общего профиля простейшим манипуляциям на сосудах, чтобы сократить время начала оказания экстренной помощи. Для этого проводятся многочисленные обучающие семинары, конференции, встречи, на которых мы рассказываем коллегам о новых методиках. И результат имеется. Где-то лучше выполняют такие операции (как, например, в Могилевской областной больнице), где-то чуть хуже. Но знания и умения у врачей в каждом регионе уже есть.

По всей Беларуси ежегодно выполняется свыше 700 операций больным инсультом. Это немало, но надо выполнять 5 000, так что предстоит еще работать и работать.

К слову, наша работа с коллегами из регионов тоже дает результаты: хотя контакт с неврологами, как я уже говорил, все еще оставляет желать лучшего, взаимопонимание налаживается. Например, раньше, когда я спрашивал у врача из районной поликлиники, как часто он измеряет давление у пациента на обеих руках, как правило, ответ был: «никогда». Сейчас все больше специалистов знают: если пациент жалуется, что его пошатывает и кружится голова, а разница значения артериального давления на левой и правой руках более 30 мм, то речь, скорее всего, идет о поражении подключичной или позвоночной артерии.

И так по всем другим видам сосудистых патологий.

— От врача зависит многое, но ведь и сами пациенты должны думать о своем здоровье. Как уберечься от инсульта?

— Не буду оригинальным. Ведите здоровый образ жизни. Не курите, полегче с алкоголем.
Следите за давлением.

Если постоянно болит голова, головокружение, пошатывает, повышено давление, вероятна цереброваскулярная форма гипертонической болезни. А она может формировать ишемию мозга, которая на фоне высокого артериального давления наступает более прогрессивно.

Если вы почувствовали угрожающие признаки, немедленно обращайтесь к врачам.


  • То есть, главное — вовремя попасть к хирургу? — Как минимум обратиться за медицинской помощью. Но тут не все просто. И это проблема, над которой надо еще поработать. --------------------------------- Проблема в том,что пока доберешься до кардиохирурга сквозь строй всех кабинетов, больше шансов попасть к патологоанатому...
  • [quote="vid-1"]Проблема в том,что пока доберешься до кардиохирурга сквозь строй всех кабинетов, больше шансов попасть к патологоанатому... [/quote]да, у нас может быть кабинет ортопеда на последнем этаже многоэтажной поликлиники, а лифты они такие, директив не слушаются...
  • sp
    Я бы на месте Янушко сказал: в настоящий момент наш главный враг - белорусская модель здравоохранения. Поясняю: Минздрав Беларуси постановлением № 25 от 28.03.2012 и-за "чрезмерной заботы о людях" в очередной раз сузил перечень лекарственных средств, отпускаемых по льготным (бесплатным) рецептам. Мой препарат из списка исчез, и потому нужно срочно чем-то его заменять (ведь я не могу себе позволить по 500 000 отдавать в месяц на таблетки) Обращаюсь к неврологу своей поликлиники. Выдали направление на консультацию в Минский Диагностический Центр. Звоню туда - "апрель весь расписан, в конце месяца запись на май". Такой ответ меня не устроил ,поскольку старое лечение заканчивается, а прерывать его нельзя без замены другим. Звоню в Комитет по здравоохранению. Записали мои ФИО, и сказали "в течении часа с вами свяжутся" (!) Проходит час, два ,перезваниваю этой же самой чиновнице Комитета и слышу уже абсолютно другое: "А зачем вам дали направление на консультациюв ДЦ? Этонеправильно, там такой же самый невролог ,как и в вашей поликлинике" На мой вопрос "где можно всё-таки беспалатно получить мед.консультацию для невролога, ответ про РНПЦ неврологии и нейрохирургии. Но недавно я туда обратился, так зав. отделением Щуревич выкинула меня за дверь на основании того, мол ,"не предоставлены схемы ранее получаемого лечения". Когда я ей сказал, что могу пересказать их и безо всяких бумаг поликлиники, взгляд Щуревич был такой, мол, "А не сильно ли ты много захотел? Я тебя без взятки должна выслушивать?" ... Спрашиваю в Комитете по здравоохранению, где всё-таки можно в Минске (это ведь не деревня какая-то...) ещё получить бесплатную консультауию - ответ "БЕЗ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ БОЛЬШЕ НИГДЕ"... Вот так вот - нужна формальная бумажка, а тут в буквальном смысле слова принуждают к госпитализации, которая ничего в принципе не даст, поскольку подбор таких сложных (противосудорожных) препаратов занимает не 1 и не 2 недели. А в это самое время, когда я буду занимать абсолютно безосновательно койку в неврологическом отделении, кому-то действительно будет нужна госпитализация. И не "от балды", как в моём случае. В общем, на госпитализацию я не согласен. Думаю, ладно, позвоню уже ПЛАТНО в те же больницы. Звонюв 5-ю больницу - ответ "всё на апрель расписано"... Звоню уже в Минздрав - там тоже решить вопрос об оперативной консультации не в состоянии... Единственное что посоветовали - обратиться в профссорско-консультативный центр. Естественно, на платной основе. Звоню туда - "апрель расписан. В середине месяца запись на май..." Вот такое наплевательское отношение в белорусском здравоохранении. Не то, что бесплатную, а даже ПЛАТНУЮ консультацию, но БЕЗ ОЧЕРЕДЕЙ НА МЕСЯЦЫ ВПЕРЁД, невозможно получить в государственных лечебных учреждениях (про частные клиники речь не веду, поскольку рекомендацию частного мед. центра не хотят признавать в "бесплатной" поликлинике. Ответы в духе "к ним обращались - у них и лечитесь". А бесплатные (льготные )рецепты уже платные мед. центры не могут выписывать... Вот такой замкнутый круг)