Дети с простыми судьбами в детдомах не живут

В Беларуси вводится институт патронатного воспитания. Работники детдомов, однако, иллюзий не питают...

Для того чтобы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могли получить позитивный опыт жизни в семье, в Беларуси вводится институт патронатного воспитания. Работники детдомов, однако, иллюзий не питают и просят приходить в детдом без эйфории, а с пониманием сложности сиротских судеб.

Решение о создании института патронатного воспитания содержится в постановлении Совмина № 596 от 28 июня 2012 года.

Речь идет о кратковременном пребывании воспитанников интернатных учреждений в гостевой семье, что «является очень важным для их социализации, будет способствовать их знакомству с укладом жизни благополучной семьи, с распределением обязанностей в семье, овладению в естественной обстановке навыками общения, бытовыми умениями». Опекунами, попечителями детей остаются руководители учреждений. С патронатными воспитателями будут заключаться договоры, предусматривающие их права и обязанности и права и обязанности учреждений.

С одной стороны, у руководителей детских домов прибавится бумажной работы. С другой, они ею занимались и ранее, ведь практика пребывания детей в гостевых семьях уже существует. В то же время из-за того, что законодательно многие нюансы не были прописаны до конца, в каком-то смысле администрация детдома отправляла ребенка в семью на свой страх и риск.

Теперь же определены порядок передачи детей и обязанности гостевой семьи. Дети передаются на патронатное воспитание на основании договора, заключаемого руководителем учреждения с патронатным воспитателем, с учетом заключения управления (отдела) образования о наличии условий, необходимых для воспитания детей.

Как и ранее, дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней и праздников, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Отметим, что в Беларуси за пять лет число воспитанников интернатных учреждений системы образования сократилось почти в четыре раза. Теперь в интернаты устраиваются только 19% вновь осиротевших детей против 50% в 90-е годы. За это время закрыты 23 и реорганизованы 9 интернатных учреждений для детей-сирот. На 40% уменьшилось число детей, лишившихся родительской опеки по решению суда о лишении родителей родительских прав. Уменьшается и число отказов от детей.

Вместе с тем у Беларуси нет возможности отказаться от домов ребенка и интернатных учреждений. Около 24,7 тыс. детей являются сиротами или оставшимися без попечения родителей. Из них около 27% воспитываются в детских интернатных учреждениях, 73% получают альтернативный семейный уход (опека, приемная семья, детские дома семейного типа).

Очень многие дети из тех, кто живет в детдоме или интернате, не имеют шансов найти приемную семью или усыновителей. Кто-то вырос из возраста, когда чаще всего усыновляют, кто-то имеет такие заболевания, которые отпугивают усыновителей.

Директор минского детского дома № 5 Татьяна Панченко считает, что гостевые семьи в такой ситуации — хороший вариант для развития социальных связей детей. Это также шанс сблизиться с семьей, адаптироваться в новом окружении до того, как детей примут на воспитание.

«Очень важно, чтобы желание общаться исходило не только от взрослых, но и от детей, — говорит Татьяна Панченко. — В нашем детдоме живет 72 ребенка, где только четыре дошкольника. Маленьких легче берут на усыновление, в детские дома семейного типа. Со старшими детьми часто трудно найти контакт. Они не доверяют посторонним людям».

Даже те дети, которые в гости не ходят, не живут в замкнутом пространстве, отмечает Татьяна Панченко. Активно общаются со сверстниками вне детдома, так как учатся в общеобразовательных школах, посещают различные кружки по интересам и спортивные секции.

Директор детского дома № 6 Минска для детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей Тамара Савченко отмечает, что некоторые дети из их детдома в семьи ходят, многие дружат годами: «У старших детей не так много шансов попасть в семью. Поэтому даже если они временно поживут там, уже хорошо. Многие вообще никогда не видели семью с нормальными взаимоотношениями, где два родителя, бабушки, дедушки, тети, сестры и братья. Кроме того, всегда есть шанс, что из гостевой семья превратится в настоящую, где ребенок найдет свой дом».

Безусловно, случается, что дети привыкают к какой-то семье, однако в результате ничего не получается. И уберечь детей от подобных разочарований практически невозможно, отмечает директор.

Дети в детдоме № 6 живут не простые: из 77 человек 23 обучались в прошлом учебном году в интегрированных классах. У них поведенческие расстройства, трудности обучения.

Часто проблемы взаимоотношений ребенка из детдома и потенциальных приемных родителей, приемной или гостевой семьи связаны с незрелостью взрослых, с неспособностью принять ребенка таким, какой он есть, не идеальным.

«В семье становятся заметными особенности ребенка, к которым взрослые часто не готовы. Наши дети социализированы, могут себя обслуживать, но от психологических проблем никто не застрахован. Вообразите себе, что ребенок в течение нескольких лет жил в родной семье без особого присмотра. Он мог не мыться, ложился в кровать, не раздеваясь. Модели поведения закрепились. В гостевой или приемной семье к этому не всегда готовы. Иногда недоразумения бывают из-за элементарных вещей. Случается, малыш может замкнуться и отказаться от общения с семьей потому, что растерялся из-за того, что душ включается не так, как в детдоме. А взрослые вместо того, чтобы ему объяснить бытовые мелочи, жалуются на то, что он лишний раз отказывается мыться», — отмечает Тамара Савченко.

Воспитанники детских домов привыкли, что в группе всё общее, и это часто становится неожиданностью для взрослых, которые пытаются общаться с детьми из детских домов. Если ребенка не предупредили, что такие-то вещи трогать нельзя, а он что-то взял, то взрослые делают вывод о склонности ребенка к воровству. Но это не всегда так: «Часто ребенок не понимает ценности вещи, просто ведет себя так, как привык. Если он взял интересную для себя вещь и положил под подушку, это не значит, что украл. Жалко, что элементарные вещи порой становятся причиной того, что не складываются взаимоотношения с детьми».

Тамара Савченко отмечает, что дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей изначально отличаются от детей из обычных семей: «Наших детей часто удивляют простые вещи, взаимоотношения людей. Они очень привязчивы, иногда слишком доверчивы и не готовы к разочарованиям. При этом люди, которые берут их в гости и тем более на усыновление, хотят, чтобы дети были одинаково умненькими и здоровыми, хорошо себя вели. Почему-то забывают при этом, что свои дети не всегда бывают ангелами, а вот от наших этого требуют».

В детский дом нужно идти не с эйфорией, а обдуманно, с пониманием того, что ты хочешь дать ребенку, говорит Тамара Савченко. Это касается и гостевой, и приемной семьи, и усыновления.

«Здорово хотеть совершить поступок, в результате которого будешь чувствовать себя человеком. Однако самое важное — готовность помочь сложному ребенку. Нужно понимать, что детей с простыми судьбами в детском доме не бывает. Хотелось бы, чтобы люди приходили с уважением к детям и нашему труду. А встречи со взрослыми были полезными для них и не наносили психологических травм. Мы надеемся на дружбу наших детей с семьями. Ну и, конечно, ничего лучше для детей не бывает, чем найти свою семью», — подчеркнула директор детского дома.