Историк: в Куропатах выявлено 510 могильных впадин, из них вскрыто лишь 15

 

Возведение памятника офицерам польской армии в Куропатах не было инициативой частных лиц, сообщил на пресс-конференции 5 декабря, посвященной ситуации в урочище, руководитель совета минского отделения международного общества «Мемориал» (Россия) Владимир Романовский, передает БелаПАН.

По его словам, это решение оргкомитета Года памяти, в который входят политики, писатели, журналисты, представители общественных организаций.

Как сообщалось ранее, уже дважды в урочище Куропаты исчезал памятный знак, установленный представителями общественности в память о расстрелянных в Беларуси офицерах польской армии. Первый знак был установлен в Куропатах 29 октября и исчез на следующий день. Тогда один из инициаторов установления креста, исследователь Куропат Игорь Кузнецов, обвинил в этом активистов Консервативно-христианской партии — БНФ, которых застал на месте установления знака выносящими мусор. Активисты упреки отвергли. Второй раз памятный крест установили 29 ноября на том же месте, однако вечером 2 декабря стало известно, что исчез и он.

Лидер КХП-БНФ Зенон Позняк назвал установку такого памятника «провокацией» на том основании, что точно не известно, похоронены ли в Куропатах расстрелянные НКВД польские офицеры. В свою очередь, инициаторы установления памятного знака подчеркивают, что памятный знак устанавливался не в память о «польских офицерах», а в память об «офицерах польской армии», среди которых могут быть белорусы.

«Позняк утверждает, что в Куропатах нет и не может быть останков польских офицеров, — отметил на пресс-конференции Кузнецов. — И объясняет, что, дескать, при эксгумации в урочище обнаружены вещественные доказательства, которые принадлежат только крестьянам. Хочу подчеркнуть, что в Куропатах в 1988 году выявлено 510 могильных впадин, из них вскрыто лишь 15. Как археолог Позняк может утверждать, что в оставшихся почти 500 захоронениях исключено наличие останков офицеров польской армии?»

Журналистам был показан видеосюжет, в котором запечатлено, как активисты КХП-БНФ устанавливают крест на месте исчезнувшего памятного знака офицерам польской армии.