Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Байнет шутит: затмение, год 21-й
    «Солнечное затмение вывело на улицы Минска больше людей, чем предыдущий день воли»...
  2. «Быть полной не страшно». Обнаженные модели plus size всколыхнули белорусское общество
    Журнал «Таймер» опубликовал первую белорусскую фотосессию с моделями plus size...


Общество

Пить в Беларуси меньше не стали

 

Объемы производства спиртного в Беларуси наращиваются. Народ предпочитает водку и дешевое вино.

Согласно данным Белстата, за последние 12 лет производство алкогольных напитков увеличилось в 1,7 раза — с 10,8 млн. дал в 2000 году до 18,7 млн. дал в 2012-м. При этом производство алкогольных напитков в стране с 2000 по 2004 годы уменьшилось до 7,3 млн. дал. Однако с 2005 года объемы производства вновь стали наращиваться.

Интересно, что параллельно с этим наращиванием производства алкогольной продукции в стране уже давно принята Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма. Сейчас реализуется ее третий пятилетний цикл. Программа направлена на сокращение негативных последствий потребления алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, а также расходов государства на преодоление этих негативных последствий. Финансирование мероприятий программы на 2012 год составило 13 млрд. 607,2 млн. рублей.

Расходы на программу только кажутся значительными: суммы, на которые государство продает алкоголь, ежегодно превышают затраты на программу более чем в 1200 раз. В 2012 году через торговую сеть было реализовано алкогольных напитков и пива на 16,7 трлн. рублей, что составило 10,6% розничного товарооборота.

Однако доходы от продажи алкоголя во многом нивелируются. По оценкам Республиканского научно-практического центра психического здоровья, на компенсацию последствий, возникающих в результате потребления алкоголя белорусами, идет около 7% валового внутреннего продукта. Для сравнения: в странах Евросоюза на эти цели расходуется 2-4% ВВП. Кроме того, подсчитать, во сколько обходится деградация населения в результате массового употребления алкоголя, не представляется возможным.

В нашей стране традиционно предпочтение отдается крепким напиткам. По данным Национального статистического комитета, в январе-сентябре 2012 года реализация водки увеличилась на 2,3% по сравнению с таким же периодом 2011-го. Продано 8 млн. 965,2 тыс. дал водки, ее доля в общем объеме потребления алкоголя составила 49,7% (в январе-сентябре 2011 года — 44,9%).

Меж тем, согласно статистике, увеличение количества проданного алкоголя населению увеличивает и показатель смертности от ишемической болезни сердца. В настоящее время болезни системы кровообращения в структуре смертности ежегодно занимают 50-54%. Согласно анализу причин смертей, в 58% случаев причиной стало отсутствие заинтересованности в лечении, до 50% умерших злоупотребляли алкоголем, 15% несвоевременно обратились за медицинской помощью.

Ахиллесовой пятой белорусской антиалкогольной кампании является и употребление дешевых плодово-ягодных вин, запретить которые пытаются не один год, да всё никак. Во многом это связано с тем, что позиции сторонников запрета не совпадают с генеральной государственной линией. Например, Александр Лукашенко считает, что «эти запреты ничего толкового не дадут… Запретительными методами мы ничего не сделаем».

По данным Белстата, на алкогольном рынке страны вина виноградные занимают объем более чем в три раза меньший, чем вина плодовые. 

 

Так или иначе, на 2013 год в Беларуси установлена нулевая квота на производство плодовых крепленых ординарных вин. Таким образом, производство этой продукции прекращено. Однако ординарные плодовые вина — это капля в море чернила, а заявления о том, что дешевое пойло теперь будет улучшенного качества — пыль в глаза общественному мнению. Разница ведь между тем вином, производство которого запретили, и тем, объемы которого пойдут ему на замену, с точки зрения борьбы с пьянством не принципиальна. При производстве крепленых плодово-ягодных вин сок сбраживается до 5% крепости. Далее добавляется спирт, чтобы получилось вино 18% крепости. При изготовлении плодового вина улучшенного качества естественный наброд — около 10%. Но спирт тоже добавляется, хотя и в меньшей доле.

Как отмечает врач-психотерапевт Алексей Хадоркин, который занимается в числе прочего и лечением алкоголизма, при производстве плодово-ягодных вин используется спирт не самого высокого качества.

«По белорусским стандартам, при производстве алкогольных напитков спирт проверяется на токсические элементы, при попадании которых в организм человек может скончаться, например, на спирт метиловый, сивушные масла. Думаю, в Беларуси не прекращается выпуск плодово-ягодных вин во многом потому, что необходимо как-то использовать спирт невысокого качества», — сказал доктор Хадоркин в комментарии для Naviny.by.

Среди способов уменьшения в Беларуси доли водки и плодово-ягодных вин в структуре потребления спиртного главным Алексей Хадоркин назвал ценовую политику.

«Обратите внимания, что в Беларуси ординарное вино производства Чили, Аргентины стоит около 7 евро в эквиваленте. Естественно, из-за высокой цены хорошие вина белорусы не покупают. Думаю, можно вести речь о дележе сверхприбылей между импортерами алкогольной продукции. Для того, чтобы ситуация изменилась, необходимо снизить до минимума различные таможенные пошлины и накрутки», — считает эксперт. 

 

Оценить материал:
Средний балл - 5.00 (всего оценок: 11)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Делать погоду на алкоголиках и опустившихся людях не стоит, они есть везде, главное что общество изменило свое отношение к употреблению спиртного в сторону культуры и размеренности.