Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Православная церковь возвращает свои земли в Полоцке
    Полоцкая епархия выкупает дом за домом, чтобы создать возле Спасо-Евфросиниевского монастыря церковный квартал…
  2. «Беларусь без крайностей». Евразийское шоу и загадки от президента
    Эксперты «Либерального клуба» анализируют главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре...


Общество

Науку модернизируют без участия ученых


Белорусскую науку пытаются модернизировать уже много лет, однако от слов к делу никак не переходят. Во многом проблема заключается в том, что промышленность в стране не восприимчива к инновациям, а чиновники пытаются решать проблемы науки без участия самих ученых.

Национальная академия наук Беларуси


Модернизация на словах

Александр Лукашенко
считает, что в Беларуси назрела необходимость коренной модернизации не только экономики, но и научной сферы. Об этом он заявил, вручая 25 января дипломы доктора наук и аттестаты профессора научным и научно-педагогическим работникам.

«Мы не можем позволить себе распылять средства ради удовлетворения чисто академического любопытства. Белорусская наука должна быть заточена под потребности нашего суверенного государства и стать более компактной по своей структуре», — сказал глава государства.

По мнению Лукашенко, важно четко определить, в каких стратегически значимых направлениях нужно вести исследования самим, где целесообразно кооперироваться с зарубежными коллегами, а где выгоднее закупать иностранные разработки.

Лукашенко отметил, что предстоит существенно повысить роль науки в подготовке управленческих решений, планов, прогнозов социально-экономического развития страны. Он подчеркнул, что для решения этих масштабных задач требуются современные, творчески мыслящие исследователи.

В прошлом году Лукашенко говорил о реформировании науки практически теми же словами, обратил внимание Александр Войтович, возглавлявший Национальную академию наук в 1997-2001 годах.

В начале февраля 2012-го на аналогичной церемонии глава государства также заявлял о необходимости коренной модернизации научной сферы. Тогда же он указал гуманитариям на то, что они не справляются с задачей серьезного научного сопровождения идеологии и работы с населением: «Наши оппоненты, прежде всего на Западе, используют все более изощренные политтехнологии, а ученые не в состоянии предложить эффективные методы противостояния им. Или, может быть, мы просто не знаем о таких методах».

В целом о модернизации белорусской науки речь ведут уже больше десяти лет, подчеркнул Александр Войтович.

«Я согласен с президентом, что науку надо модернизировать, но вопрос в том, что об этом говорят уже 12 лет. Руководство страны за разговорами о реформировании прячет полное отсутствие такового. В 2010 году утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, в которой все проблемы сферы, существующие в течение многих лет, перечислены. Из этого следует, что никакого реформирования не было, а проблемы существуют с 90-х годов», — отметил Войтович в комментарии для Naviny.by.

По мнению академика, то, что в области реформирования все же делается, «назвать реформами нельзя».

«Меж тем я убежден, что наука нуждается в реформах. При разработке планов реформирования научной сферы, прежде всего, необходимо учитывать мнение научной общественности»,
— отметил Александр Войтович.


В науку идут одни старики?

Как отметил Александр Лукашенко, сегодня актуальной стала проблема смены научных поколений. В вузах средний возраст доктора наук составляет 61 год, а кандидата — на 10 лет меньше. Уменьшается количество желающих поступать в аспирантуру.

«В чем состоит главная проблема? Виноваты ли здесь только низкие стипендии и зарплаты начинающих ученых и прочие материальные факторы? Или просто не налажена системная работа по привлечению в науку талантливой молодежи?» — поинтересовался глава государства.

Как рассказал Naviny.by сотрудник одного из институтов Академии наук, сейчас большинство ученых в возрасте от 50 и старше. А вот научных кадров в возрасте от 35 до 50 лет фактически нет, потому что в 90-х «мало молодежи шло в науку, а многие уезжали».

В последние годы, по словам нашего собеседника, молодежь довольно активно шла в науку, «пока не ужесточили правила для аспирантов. Сейчас многие опасаются введения правила или обязательно защититься после аспирантуры или вернуть стипендию за все годы».

Зарплата в науке скромная. Младший научный сотрудник, учась в аспирантуре, может работать только на 0,5 ставки, а это около 1 млн. 300 тыс. рублей. Аспирантская стипендия сейчас около 1 млн. 700 тыс. рублей. Она во многом зависит от надбавок, стажа, коэффициентов и финансирования лаборатории.

Академик Александр Войтович в комментарии для Naviny.by среди самых важных проблем, которые необходимо решать в белорусской науке, назвал старение кадров.

«Это плохая кадровая ситуация. Могу с полным основанием сказать, например, что в физическую науку молодежь не идет. Если приходит, получает опыт и ищет, куда уехать. Без решения кадровой проблемы не будет развития».

Вряд ли оно возможно и в случае сохранение еще одной проблемы отечественной прикладной науки — устаревшего оборудования.

«Многие достижения белорусских ученых — это результат их интеллектуальной деятельности и труда. Однако те же результаты в Беларуси получают за гораздо более длительное время, чем в Западной Европе, потому что там есть оборудование и создана соответствующая структура. Это не является привлекательным для молодежи, и она уезжает за границу — во-первых, из-за низкой зарплаты, во-вторых, из-за невозможности самореализации из-за отсутствия должного оборудования и материалов», — отметил Александр Войтович.

 

Много ли денег идет на науку?

«Иногда сетуют на то, что на науку у нас направляется около 1% валового внутреннего продукта, а за рубежом этот показатель доходит до 2, 3, 4%. Однако значительную долю этих финансов составляют вложения коммерческих фирм, которые платят лишь за нужный им результат, — отметил Лукашенко. — А наши ученые пока создают только интеллектуальный продукт, который далеко не всегда превращается в товар. Более того, исследователи и производственники даже не могут полностью использовать средства инновационного фонда».

«Давайте и мы будем прагматиками. Нужно добавить финансов — найдем, где их взять. Но только если вы скажете четко — куда и на что. И в этом случае будете готовы взять на себя ответственность за интеллектуальный и коммерческий результат», — подчеркнул глава государства.

В белорусской науке есть неплохие результаты, отметил Александр Войтович. Однако, подчеркнул он, в нашем случае речь идет о движении вперед, об улучшении отдачи от них и развитии инновационной сферы.

В Беларуси на науку тратится не 1% от ВВП, «а уже в течение 15 лет 0,7-0,8%, что, согласитесь не то же самое, что 1%», отметил Войтович. Это меньше, чем в России и Украине, не говоря уже о странах Западной Европы.

Академик подчеркнул, что, действительно, в этих странах существует связь науки и бизнеса, что показывает налаженность инновационной деятельности, когда предприятия выпускают инновационную продукцию и нуждаются в научных разработках.

«Где у нас инновационные предприятия, которые имели бы новое оборудование и могли финансировать научные разработки? — задается вопросом Александр Войтович. — Причина отсутствия связи и финансирования науки бизнесом в том, что инновационная сфера у нас совершенно не развита. Поэтому и не поступают деньги из промышленности в науку. Не работает инновационная схема в стране. Меж тем привлечение грантов для коллективов и отдельных сотрудников широко распространено в мире. Таким образом, процент вложения в ВВП значительно больше, чем у нас, потому что в науку вкладывает средства и производство».

Не восприимчивость к инновациям — это проблема белорусской экономики, отметил академик Войтович.

В любом случае, по его убеждению, для оздоровления науки обсуждение ее проблем должно происходить с участием ученых, а не только чиновников. «Как минимум, необходимо наладить диалог с научной общественностью», — подчеркнул он.

Оценить материал:
Средний балл - 4.62 (всего оценок: 21)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Вы забыли Минобр и Минздрав. Минпром и частные компании в бюджете на науку занимают очень немного. Фактически поровну берут Академия и Минобр (хотя уровень науки в последнем при запредельных преподавательских нагрузках представить нетрудно). Действительно, нормально зарабатывают те, у кого есть внебюджетное финансирование - хоздоговора внутри страны и экспорт. А те, кто "близко к директору", зарабытывают не только в Академии :)
  • Всюду идут копейки, не только гуманитариям. При накладных расходах 70-100% от заработной платы кому идут деньги? К расходам на науку в РБ причисляют не только Академию наук, а приплюсовывают минпром и частные компании. А финансируются государственные программы процентов на 60. Зарабатывают в Академии те, кто работает на чужое государство и близко к директору института.
  • Традиционное заблуждение, дружище. На гуманитариев идут копейки. Нужно согласиться, что гуманитарии - необходимая и совсем небольшая нагрузка для цивилизованного, уважающего себя общества. Никто нашу историю кроме нас самих не напишет. Спрашивать нужно с тех, кто тратит основные деньги на науку.
  • Надо просто СПРОСИТЬ за результаты разработок, за потраченные госсредства пару десятков титулованных научруков, особенно в гуманитарных дисциплинах. Деньги потратили, надбавки-премии поделили. А что в результате - где результаты высоконаучных разработок???
  • Скотовод и ср.азии (большой ученый) активно хочет бюджетных денег. Вот он вам и наладит науку-шашлыки(
  • А может тогда Лу выглядит на созданном фоне Нобелевским лауреатом в экономике и развитии сверхдемократии ;)