Негосударственная пресса. Борьба за информацию

Закон о СМИ в вопросах доступа к информации сводит позиции журналиста к позиции обычных граждан, а в некоторых случаях ставит даже в более сложные условия…

 

Ситуация с негосударственной газетой «Intex-press» (Барановичи), которой местные органы власти не давали ответы на официальные запросы, еще раз напомнила о том, как остро для белорусских журналистов стоит проблема получения информации.

В январе издание обратилось к начальнику отдела ЖКХ Барановичского горисполкома Андрею Семашко с просьбой предоставить данные, касающиеся жилищного строительства в этом городе, однако ответа не последовало.

Редакция попыталась достучаться до председателя горисполкома Виктора Дичковского, но и это обращение повисло в воздухе. В Министерстве архитектуры и строительства также проигнорировали запрос газеты относительно экономической ситуации на ООО «Барановичидрев», контрольный пакет акций которого находится в руках министерства.

После того, как об этой ситуации написали в ряде СМИ, чиновники наконец среагировали. В редакцию «Intex-press» 6 марта пришли ответы сразу на оба запроса.

Как сообщает пресс-служба Белорусской ассоциации журналистов, в ответе пресс-секретаря Министерства стройархитектуры Елены Круталевич говорится, что она прочитала о желании редакции подать в суд на минских чиновников и «как журналист согласна с такой постановкой вопроса», но при этом уверяет, что ответ от ведомства все же был — его коллеги Круталевич якобы направляли по факсу. Сама же она «была в командировке, поэтому воспользоваться почтой не было возможности».

В ответе же из Барановичского горисполкома названа другая причина отсутствия ответа: «Согласно информации, предоставленной начальником отдела ЖКХ Семашко, вашего запроса от 3 января 2013 года он не получал».

Также показательна попытка журналиста Naviny.by Виктора Федоровича узнать, какова же численность сотрудников МВД и сколько уголовных дел в их отношении было заведено в 2012 году. В конце концов журналист получил из ведомства отписку: мол, такая информация считается ограниченной к распространению и не может быть предоставлена физическому лицу.

Заместитель председателя БАЖ Андрей Бастунец в интервью БелаПАН подчеркнул, что проблема доступа журналистов к информации является очень серьезной.

«Это отмечают многие, в том числе и журналисты государственных СМИ, — сказал он. — Причем это уже даже вопрос не правоприменительной, а законодательной практики, потому что закон о СМИ в вопросах доступа к информации в какой-то степени сводит позиции журналиста к позиции обычных граждан, а в некоторых случаях даже в еще более сложные условия ставит».

Бастунец напомнил, что в последние годы в ряд законов были внесены изменения, согласно которым, например, информацию о деятельности госоргана могут предоставлять журналистам либо пресс-секретари ведомства, либо лица, специально уполномоченные на это. «В итоге этих законодательных новелл, вместо того чтобы стать источником информации для СМИ, эти лица стали еще одной преградой, фильтром для журналистов», — подчеркнул представитель БАЖ.

И журналистам достаточно сложно бороться с подобными ограничениями, подчеркивает собеседник. Например, возможность обжаловать отказ в аккредитации, который тоже является своего рода запретом на доступ к информации, вообще законодательно нигде не прописана.

«Были попытки в судебном порядке оспорить, но суды отказывались принимать такие иски к рассмотрению на том основании, что якобы в законодательстве не прописан судебный порядок обжалования отказа в аккредитации. Хотя в Конституции прописано, что каждый человек имеет возможность защищать свои права в суде», — отметил эксперт.

Обжаловать же отказ в предоставлении запрошенной информации можно попытаться, но проблема в том, что уходит время. «Пока суд примет решение, даже если оно в пользу журналиста, информация уже окажется устаревшей и ненужной», — сказал Бастунец.

При этом он убежден, что редакциям и журналистам все же стоит обращаться в суды и «создавать прецедент». Собеседник при этом не смог припомнить случая, «когда чиновник был привлечен к ответственности за то, что не был дан ответ на обращение граждан или СМИ». По его словам, как правило, журналисты, не дождавшись ответа на свои обращения, стараются найти нужную информацию другими способами.

Заместитель председателя БАЖ также обратил внимание на то, что, отмалчиваясь на запросы журналистов, чиновники теряют возможность представить свою позицию и мнение по какой-то проблеме. С другой стороны, их отказы общаться с журналистами, ограничения на доступ к информации ведут к тому, что публикации становятся поверхностными, однобокими, ухудшается их качество. «Ведь одно из основных правил журналистики — представить мнение обеих сторон», — подчеркнул Бастунец.

В свою очередь медиааналитик Павлюк Быковский отмечает, что после принятия в 2008 году нового закона о СМИ редакции лишились особого права обращаться в государственные органы с запросами.

«Теперь редакции вынуждены обращаться с запросами на таких же условиях, как общественные организации и простые граждане, то есть вместо ответа, на который можно было рассчитывать в течение небольшого срока, теперь нужно ожидать, что он придет не раньше чем через 30 дней. Для работы с новостями такой промежуток времени является совершенно неприемлемым», — подчеркнул эксперт в интервью БелаПАН.

Кроме того, отмечает Быковский, довольно часто в государственных органах, пресс-службах отказываются отвечать на вопросы по телефону или если они не оформлены письменно, что также ведет к существенному затягиванию сроков получения ответа.

Кроме того, подчеркивает Быковский, в госорганах зачастую чувствуется разница в отношении к журналистам государственных и негосударственных СМИ. «Это не значит, что журналистам негосударственных СМИ вообще не предоставляют информацию, но в ряде случаев приоритет отдается именно государственной прессе. И сотрудники пресс-служб государственных органов этого иногда даже и не скрывают», — сказал эксперт.

Быковский также отметил, что привыкшие к отказам в предоставлении информации журналисты выкручиваются как могут, в результате чего в материалах могут быть использованы устаревшие данные или исключительно данные, опубликованные на сайтах ведомств.

«В итоге информация может оказаться уже не соответствующей действительности, а это вызывает недоверие и к самим журналистам со стороны читателей», — подчеркнул Быковский.

Говоря о том, как можно улучшить ситуацию, аналитик отметил, что необходимо возвратить редакциям право обращаться в госорганы с запросами, а также добиваться других законодательных изменений, которые облегчили бы журналистам возможности получения нужной информации.

Быковский напомнил, что БАЖ неоднократно направлял свои предложения по изменению закона о СМИ в Палату представителей. Однако самые важные из них так и не были учтены представителями власти. 



Index on CensorshipМатериал подготовлен в сотрудничестве
с организацией
Index on Censorship


  • Как же так? А ведь было сказано:
  • [quote="bob33"]Как же так? А ведь было сказано:[/quote] http://www.youtube.com/watch?v=mQhUr70k2KE