11 апреля — вторая годовщина взрыва в метро

 

Во вторую годовщину взрыва на станции "Октябрьская" Минского метрополитена в православных и католических храмах столицы пройдут богослужения в память о погибших и потерпевших в результате этой трагедии.

В 18.30 начнется литургия в минском архикафедральном соборе имени Пресвятой Девы Марии. Богослужение проведет митрополит Минско-Могилевский, архиепископ Тадеуш Кондрусевич, сообщает официальный портал Римско-католической церкви в Беларуси.

Панихида по усопшим в результате взрыва также начнется в 17.00 у мемориальной доски, установленной на территории православного минского храма-памятника в честь Всех Святых и в память безвинно убиенных в Беларуси (Всехсвятский храм). Богослужение проведет настоятель прихода в честь Всех Святых протоиерей Федор Повный, сообщили БелаПАН в Белорусской православной церкви.

В результате взрыва в метро, который произошел 11 апреля 2011 года в 17.56, погибли 15 человек, 315 — пострадали, из них тяжкие телесные повреждения получили 32 человека.

Фактически через сутки, вечером 12 апреля, были задержаны подозреваемые, 25-летние уроженцы Витебска Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев. Помимо обвинения в совершении теракта в метро впоследствии их обвинили во взрывах в Витебске осенью 2005 года и в Минске 4 июля 2008 года.

Уголовное дело о теракте в метро рассматривал Верховный суд. Коновалов в ходе процесса свою вину признал полностью. Ковалев свою причастность ко всем трем взрывам отрицал, а также заявил, что в ходе досудебного расследования оговорил себя и Коновалова под давлением следствия. Суд приговорил обоих к смертной казни, признав Коновалова виновным в злостном и особо злостном хулиганстве, умышленном уничтожении имущества, незаконном приобретении, хранении, перевозке взрывчатых веществ и взрывных устройств, терроризме, сопряженном с убийством людей, Ковалева — в злостном и особо злостном хулиганстве, умышленном уничтожении имущества, незаконном приобретении, хранении, перевозке взрывчатых веществ и взрывных устройств, недонесении о готовящемся особо тяжком преступлении, о совершении особо тяжкого преступления и лице, его совершившем, о месте его нахождения, а также в пособничестве терроризму.

Ковалев подавал кассационную жалобу на приговор и прошение о помиловании на имя президента. Коновалов, по официальным данным, прошение не подавал.

Лукашенко в помиловании отказал, мотивируя это "опасностью и чрезвычайно тяжелыми последствиями для общества совершенных актов терроризма". Об этом решении президента было объявлено по телевидению 14 марта. А через три дня мать Владислава Ковалева получила письмо из Верховного суда, в котором говорилось, что приговор в отношении ее сына приведен в исполнение. Судя по штемпелю, письмо было отправлено 16 марта. 28 марта в ЗАГСе Любовь Ковалева получила свидетельство о смерти сына. Согласно этому документу Владислав Ковалев скончался 15 марта. Соответствующая запись в книге регистрации актов о смерти была сделана 20 марта. В ней значится, что информация о причине смерти не представлена.

Правозащитники и международные структуры, в том числе Евросоюз, парламентские ассамблеи Совета Европы и ОБСЕ, призывали Лукашенко пересмотреть свое решение об отказе в помиловании Ковалева и Коновалова. Все они указывали на то, что судебный процесс над Ковалевым и Коноваловым оставил слишком много вопросов.

Комитет ООН по правам человека, куда поступила жалоба от родных Ковалева, призвал власти Беларуси не казнить осужденного до тех пор, пока жалоба не будет рассмотрена. Однако этот призыв не был услышан.

Многие в Беларуси, в том числе некоторые пострадавшие от теракта, сомневаются в вине Коновалова и Ковалева. Они указывали на то, что судебный процесс не соответствовал правовым нормам, доводы защиты игнорировались. Правозащитники, в свою очередь, отмечали беспрецедентно быструю казнь обвиненных в теракте, что, по их мнению, выглядит подозрительно.

Международное сообщество, в том числе Совет Европы и Евросоюз, осудили расстрел Коновалова и Ковалева и в очередной раз призвали Беларусь — единственную в Европе страну, где до сих пор приводят в исполнение смертные приговоры — ввести мораторий на смертную казнь.