Осужденный быть свободным написал «тюремную» книгу

Презентация книги Игоря Олиневича «Еду в Магадан» состоялась в Минске….

Белорусская литература пополнилась еще одной «тюремной» книгой. Игорь Олиневич, осужденный в 2010 году на восемь лет лишения свободы по «делу белорусских анархистов», написал книгу «Еду в Магадан». Игорь подробно рассказал о своей истории — о задержании сотрудниками ФСБ в Москве и выдаче белорусскому КГБ, о содержании в «американке», о суде, а также о своих сокамерниках, среди которых были Анатолий Лебедько, Александр Федута, Сергей Марцелев и другие. Презентация книги состоялась 19 апреля в офисе Партии БНФ.

Поддержать Игоря, который физически не может быть со своими родными, друзьями и читателями, пришли родители, друзья и товарищи, которые вместе с ним росли и учились, а также бывшие политзаключенные и их родные. В зале присутствовали Владимир Некляев, Анатолий Лебедько, Сергей Марцелев, Милана Михалевич, Ирина Халип, Марина Адамович, Марина Лобова, Ольга Завадская…

«Сегодня необычная презентация книги, поскольку ее автор за решеткой, — начала презентацию мать Игоря Валентина Олиневич. — Весна уже вступает в свои права, на улице травка, солнышко, а мой сын не видит этого уже третий год. Мой сын очень хотел, чтобы эта книга вышла. Она не только про политзаключенных, но и про нашу родину, про людей… У меня открылись глаза на то, кто мой друг, а кто — нет, я многое поняла о реальной жизни. И это единственный положительный результат этой истории…

Мы решили не ждать восемь лет, поэтому выдали ее сейчас. Изданию книги помогли друзья Игоря — за свой счет. Вышла книга в России. Если кому-то не хватит сегодня экземпляра, напишите мне, я пришлю вам книгу позже».

Друзья Игоря не только издали книгу, но и сняли о ней небольшой документальный фильм «Осужденный быть свободным». Одним из героев фильма стал лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук: «Мне не нравится режим, который в Беларуси. Эти ребята, которые сидят, имеют внутреннюю свободу. Это самое главное. Не бывает свободы по узору Лукашенко. Свобода или есть, или ее нет».

«Эта книга написана о том, что происходит сейчас в современной Беларуси, о выборе человека в ситуации между жизнью и смертью, между свободой и пленом, совестью и предательством. Все, что случилось с Игорем, произошло в реальной жизни в XXI веке, в считающей себя цивилизованной европейской стране, в преддверии и после президентских выборов 2010 г. «Еду в Магадан» — это Беларусь без купюр», — пишет в предисловии к изданию Валентина Олиневич.

«Это уникальная история, — считает правозащитница Анастасия Лойко. — Игоря выкрало ФСБ в Москве и передало нам. Он не побоялся и очень талантливо написал про всю эту историю. Я считаю это актом героизма. Мы боимся того, чего не знаем. Эта книга — большой опыт для всех нас».

Бывший сокамерник Игоря Олиневича в СИЗО КГБ Анатолий Лебедько: «Я не могу быть обычным читателем этой книги. Когда я ее читаю, я слышу голос Игоря. Когда я читаю про «маски», которые говорили нам: «Морду в пол!», я вспоминаю, как Игорь говорил им: «У меня не морда, у меня лицо». Я чувствую запах этого здания. Знаете, чем пахнет «американка»? Одновременно кладбищем, моргом и человеческим телом, которое долго не находилось в нецивилизованным мире. Для Игоря это — сегодняшний день. Он не сидит. Я помню, как он стоял и смело смотрел прямо в глаза карателям. И он продолжает это делать. Если бы было иначе, не было бы презентации этой книги — она просто не вышла бы. Он не признает себя виновным и не хочет стоять на коленях — это очень важно».

 

Из книги «Еду в Магадан»: «Вместо него (Олега Корбана. — А.П.) подняли Анатолия Лебедько, председателя ОГП (Объединенной гражданской партии). Правда, партию мы переименовали в ОПГ (организованная преступная группировка). Звучит привычнее в тюремных застенках. Бывалый политический деятель, он много где успел побывать и поучаствовать в уйме дел, в т.ч. в осуществлении прихода к власти Лукашенко. Ирония судьбы. Правда, это никак не помешало ему уделать нас в домино и другие игры, с которыми он был хорошо знаком, видимо, по ИВСам. В знак протеста Лебедько начал голодовку и мужественно держался до Нового года».

Сергей Марцелев, который провел в СИЗО КГБ пять месяцев: «Мы с Игорем были вместе к камере номер четыре. Проводить с человеком двадцать четыре часа в сутки — это значит, знать о нем практически все. Если днем можно прятаться, то ночь выдает сильных людей. Они плакали в тюремную подушку — тюрьма не место для порядочных людей, которые оставили все, что у них было в жизни. С ними остается только воля к победе, если таковая есть. Когда я беру в руки эту книгу, то я снова чувствую себя в той узкой камере, которая по своим параметрам идеально напоминает гроб, камеру, где невыносимо холодно зимой и где невозможная жара летом.

Но с другой стороны, я вспоминаю Игоря, слышу отголоски наших с них споров. Благодаря разговорам с этим человеком, я становился духовно богаче. Я поражался, насколько человек может быть эрудированным. У него техническое образование, но иногда в спорах о социологии и политике он выходил победителем».

Из книги «Еду в Магадан»: «В первых числах марта к нам, на смену убывшим, закинули еще двоих. Марцелев Сергей оказался политтехнологом кандидата Статкевича. Хотя я сперва подумал, что он польский бандит. Выражение лица, когда он вошел в камеру, было такое, что мы с Максом немного опешили. Но оказалось, что Сергей «в доску наш пацан». В одной из камер Марцелев приобрел кличку «студент» за то, что имел три высших образования».

Жена экс-кандидата в президенты Андрея Санникова Ирина Халип: «Я хочу сказать о родстве. Мы с Игорем не были знакомы, но мой муж делил с ним хлеб и сало в карантине в новополоцкой колонии, куда они прибыли одним этапом. Андрей рассказывал, что Игорь своим невероятным аналитическим умом молниеносно вычислял «подсадного». Игорь всегда безошибочно определял, кто просто интересуется, а у кого — задание.

Мы сейчас, к сожалению, общаемся с мужем только по скайпу, и Игорь — это, наверное, единственный человек, о котором мы говорим постоянно. Про Игоря он меня всегда спрашивает. Практически одновременно, когда Андрей и Игорь делили хлеб и сало, Валентина вязала кофточку для моего сына Даника. Она не знала, что он безумно увлечен машинками, но по какому-то наитию связала кофточку с ними. И Даник, хоть уже и вырос из нее, не может от нее отказаться, везде таскает. Говорит мне: «Мама, давай мы ее никому не отдадим. Я этой кофточкой буду любоваться». Это родство — уже навсегда. Благодаря Валентине, с которой мы познакомились в 2011 году, у меня ощущение, что мы практически родственники. Я очень надеюсь, что семья Олиневичей останется с нами навсегда. Это дружба навеки».

Лидер «Говори правду!», писатель Владимир Некляев: «Я прочитал отрывок из книги Игоря в газете «Новы час». Кроме того, что это фактологически очень сильный материал, это еще и очень хорошая литература, написанная очень талантливым человеком. Он — талантливый литератор, это я могу сказать вам как человек, который пишет больше чем половину жизни. Самое главное в этой книге — это чувство собственного достоинства! Если бы этого не было в человеке, не было бы и в книге. Достоинство — самое главное, что есть в человеке, и чего нам очень не хватает. Аплодисменты матери Игоря Валентине, которая знает, что может быть после выхода книги, но она идет на это!».

В начале презентации Валентина Олиневич предложила всем выступающим написать на ватмане и на книге пожелание ее автору, чтобы после освобождения Игорь увидел, что его поддерживает большое количество хороших людей.

Тираж книги — тысяча экземпляров. 29 апреля состоится презентация «Еду в Магадан» в Москве.


  • Взглядов во мне два: 1) Молодой Юрий Кукин: А я еду за туманом, за листвою и за запахом тайги" 2) Уже постаревший Ю. Кукин: "Всё сумерки, да сумерки, Пора бы быть и вечеру"... ... "Мол, ехал за туманами, А сам теперь появится С набитыми карманами"... ... Можете "отгуглить тексты, кто незнаком... ... Я немного скольжу по аналогиям прошлых лет старых песен. ... Грустны эти кадры съёмки времён, никуда по сути не приведших... Подувявшие лица... Груз летоописания времён безвременья. ... Что приобретено, что утрачено... - - ХЕЗ. По горячим следам этого не выяснить...
  • "Где Вы-Мы героі войны і труда?" // "Боже, сколько лет я иду, но не сделал и шаг. Боже, сколько дней я ищу то, что вечно со мной. Сколько лет я жую вместо хлеба сырую любовь, Сколько жизни в висок мне плюет Вороненым стволом долгожданная даль? Боже, сколько правды в глазах государственных шлюх! Боже, сколько веры в руках отставных палачей! Ты не дай им опять закатать рукава, Ты не дай им опять закатать рукава Суетливых ночей."
  • Угу. Срок жизни человека не вечен, и эта полоса безвременья, движения "в никуда" сожрала очень много. Суммарно - миллиарды человеко-часов граждан РБ. А режим хочет переть дальше тем же курсом. Дерьмо!