Нужен ли государству закон о предупреждении домашнего насилия?

Законопроект «О профилактике, пресечении и защите от насилия в семье» разработан экспертной группой, созданной в рамках сети некоммерческих организаций...

Законопроект «О профилактике, пресечении и защите от насилия в семье» разработан экспертной группой, созданной в рамках сети некоммерческих организаций по предупреждению и противодействию домашнему насилию. Необходимость подобного закона сегодня мало кто оспаривает, но уверенности, что проект станет законом в ближайшем будущем, нет.


Насилие — элемент власти 

В Беларуси уменьшается число убийств, тяжких телесных повреждений, совершенных в быту. Так, в 2012 году зарегистрировано 515 бытовых уголовных преступлений — это самый низкий уровень за последние 10 лет. Однако масштабы домашнего насилия в Беларуси не уменьшаются, считает сопредседатель ОО «Женское независимое демократическое движение» Людмила Петина. Это подтверждается результатами социсследований. Решение проблемы «зависит от наличия адекватных правовых инструментов, уровня межведомственного взаимодействия».

Чаще остальных страдают от физического насилия женщины 40-49 лет с детьми, не имеющие высшего образования и проживающие в семьях с низким уровнем дохода. Более двух третей мужчин испытывали психологическое насилие. Таковы выводы исследования Центра социологических и политических исследований Белорусского государственного университета, проведенного в конце 2012 года. Результаты исследования были частично сопоставлены с более ранними данными (2008 г.) по домашнему насилию.

Чаще всего вспышки насилия вызывает ревность, отметила ведущий научный сотрудник Центра социологических и политических исследований БГУ Лариса Филинская. Поводами для конфликтов респонденты назвали в первую очередь несправедливое распределение семейных обязанностей, финансовые трудности, задержки на работе после окончания рабочего дня. Только 13% мужчин и 11% женщин ответили, что конфликты в их семье разрешаются мирным путем.

Каждая четвертая женщина страдает от физического насилия, четыре из пяти сталкивались с проявлениями психологического насилия в семье, 22,4% женщин испытывают экономическое и 13,1% — сексуальное насилие. Каждая десятая женщина подвергалась насилию во время беременности.

Можно бесконечно говорить о том, что применение насилия в отношениях между людьми зависит от культуры, образованности и менталитета, но жизнь показывает, что с помощью силы проблемы решают и в семьях с хорошим достатком и высоким уровнем образования. Но чем выше уровень образования партнеров и крепче благосостояние, тем меньше проявлений насилия в семье.

Чаще насилие проявляется в отношении людей, которые обладают в семьях меньшей властью: женщин, пожилых, детей, людей с ограничениями, отметила председатель правления МОО «Гендерные перспективы» Ирина Альховка.

«Насилие решает вопрос власти и контроля сильного за счет слабого. И так происходит в самых разных странах, — подчеркнула Ирина Альховка. — От 40% до 70% убийств в мире в зависимости от региона совершается партнерами по интимным отношениям. Согласно статистике ООН, большинство мужчин становятся жертвами убийств вне дома, а женщин убивают как раз в родных стенах. Анализ показывает, что бьют там, где у женщин нет возможности развестись, жить самостоятельно, а также не развита система помощи жертвам домашнего насилия».


Закон против домашнего насилия меняет менталитет и спасает жизни

Насилие в семье подрывает экономику. Так, отметила эксперт, в США на преодоление последствий насильственных способов решения конфликтов в семье тратится около 6 млрд. долларов, в Канаде — около 2 млн. долларов, а в Беларуси — около 1 млн. долларов: «С экономической точки зрения мы не можем позволить распространение насилия в Беларуси. Для того же, чтобы общественной ценностью стало то, что близких бить нельзя, в стране нужно специальное законодательство против домашнего насилия, которое в настоящее время имеют 124 страны. Безусловно, сам по себе закон не дает гарантии улучшения ситуации с насилием. Для этого еще нужны инструменты его выполнения, мониторинг».

Специальный закон влияет на отношение общества к проблеме насилия в семье, формирует нормы поведения, основанные на взаимоуважении всех членов семьи и равенстве женщин и мужчин.

В вопросе борьбы с домашним насилием Беларусь имеет вполне определенные обязательства перед мировым сообществом, отметила Ирина Альховка. Так, разработка законопроекта, а также закона о гендерном равенстве является частью рекомендаций для Беларуси, которые были даны на 48-й сессии Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) в начале 2011 года. Комитет ООН по правам ребенка также рекомендовал белорусским властям принять закон о предупреждении (противодействии) насилия в семье.

Председатель общественного объединения «Родислава» Ольга Горбунова отметила, что «терпимость к насилию является демонстрацией отказа от цивилизованного развития общества». При этом в Беларуси существует огромный разрыв между реальными масштабами проблемы насилия и обращением в государственные органы.

В 2012 году в кризисных комнатах для пострадавших от домашнего насилия были размещены 124 человека, в первом квартале 2013 года — 38 человек. Консультант управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Светлана Белаш, комментируя статистику, сказала что «кризисные комнаты пока не используют свой потенциал». Всего в Беларуси работает 149 территориальных центров социального обслуживания населения, в 51 из них созданы кризисные комнаты для пострадавших от домашнего насилия.

Недостатками кризисных комнат специалисты называют короткие сроки, на которые может поселиться женщина, и неподготовленность специалистов для работы с жертвами насилия.

Обычно появление закона о противодействии домашнему насилию увеличивает число обращений в милицию и к специалистам. Так было в Украине, так было в Литве.

Член парламента Литовской Республики Мария-Аушрине Павиленене отметила, что после принятия закона в первый год количество обращений увеличилось в 7,5 раза. По мнению литовского депутата, нашей стране с «принятием закона нужно спешить».

«Закон меняет менталитет и спасает жизни. Каждую жизнь нужно уважать, в обществе нужно говорить о правах человека. До людей нужно довести, что насилие в отношении их близких — это государственное преступление», — отметила Мария-Аушрине Павиленене.

Что предлагают авторы проекта закона о противодействии насилию в семье?

Законопроект о противодействии насилию в семье был разработан еще в 2003 году, но до парламентских слушаний так и не дошел. Какие-то нормы по защите жертв насилия в семье есть в других правовых актах, например, Уголовном кодексе, законе «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», в который предполагается в ближайшее время внести изменения.

Заместитель начальника отдела организации работы участковых инспекторов милиции МВД Ольга Кашевская рассказала, что среди предполагаемых изменений — защитное предписание. Предлагается, чтобы оно выносилось в отношении тех, кто совершил ряд правонарушений, уже попадал в поле зрения правоохранительных органов в связи с семейными скандалами. В случае если такой человек нанесет оскорбления, легкие телесные повреждения своем партнеру, то ему может быть запрещено общение с жертвой, в том числе по телефону и с использованием интернета. Запрет распространится также на посещение жертвы насилия и выяснение места ее нахождения.

По словам Ольги Кашевской, предлагалось включить в закон и такие меры, как временное выселение агрессора, обязательное прохождение коррекционных программ. Однако в парламенте эти предложения отклонили.

Но эти нормы вошли в проект, разработанный экспертной группой, созданной в рамках сети некоммерческих организаций по предупреждению и противодействию домашнему насилию. Защитное предписание также нашло там место. При его вынесении, согласно проекту закона, также будет вводиться запрет на распоряжение совместным имуществом. Разработчики закона считают этот момент очень важным, так как женщина, покинувшая дом из-за применения к ней насилия, находится под угрозой вернуться в пустые стены. Нередки случаи, когда за время ее отсутствия распродается практически все имущество. Представляя законопроект, один из разработчиков Татьяна Наумович подчеркнула, что «нигде, кроме специального закона, такая норма не может быть введена».

В случае повторного акта насилия предусмотрена обязательная психологическая коррекция, срок которой определяется судом. Фактически организация психокоррекционной работы — единственное, на что государству придется потратиться. В остальном, по словам Наумович, больших материальных затрат реализация закона не потребует.

Также законопроект оговаривает возможность органам внутренних дел начинать разбирательство в отношении насильника не только по заявлению жертвы, но и третьих лиц. Пока же, отмечают специалисты, очень часто насильники остаются безнаказанными, так как после выплеска негатива жизнь в семье постепенно возвращается в привычное русло, и многие женщины забирают заявление из милиции. Эксперты считают, что если будет иметь ход заявление свидетелей конфликта, безнаказанным насильнику остаться не получится.

Пока, правда, непонятно, кто будет лоббировать законопроект. Точнее, подключатся ли к этому процессу заинтересованные государственные органы — МВД и Минтруда. Так как сложившаяся законотворческая практика показывает, что проекты законов, предлагаемые негосударственными организациями, практически не имеют шансов на будущее.