Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Байнет шутит: затмение, год 21-й
    «Солнечное затмение вывело на улицы Минска больше людей, чем предыдущий день воли»...
  2. «Быть полной не страшно». Обнаженные модели plus size всколыхнули белорусское общество
    Журнал «Таймер» опубликовал первую белорусскую фотосессию с моделями plus size...


Общество

Мораторий на смертную казнь нужен не Евросоюзу, это нужно нам


Неделя против смертной казни, прошедшая в Беларуси 5-10 октября в рамках кампании «Правозащитники против смертной казни в Беларуси», станет ежегодной акцией, пока в стране продолжат выносить смертные приговоры. Об этом сообщил правозащитник Андрей Полуда 10 октября в Минске на пресс-конференции, приуроченной ко Всемирному дню против смертной казни.

В рамках прошедшей Недели против смертной казни правозащитники провели много различных мероприятий, наиболее ярким из которых стала интернет-презентация музыкального проекта «Апошні золак»

«Проект исполнителей различных музыкальных стилей и взглядов на жизнь, которые объединились вокруг одной темы. Это свидетельствует о том, что тема смертной казни очень важна для общества», — подчеркнул он.

Кроме того, правозащитники создали интернет-страницу dp.spring96.org, посвященную теме смертной казни.

«В Минске и регионах проведен ряд различного толка дискуссий с раздачей информационных материалов, — рассказал Полуда. — В Витебске, Гродно, Жлобине, Березе были поданы заявления на проведение пикетов за отмену смертной казни, но, к сожалению, ни один пикет не был разрешен по откровенно смешным причинам».

По словам правозащитника, сегодня вопрос смертной казни «стал более медийным» по сравнению с прошлыми годами, поскольку на эту тему начали больше писать, как государственные, так и независимые СМИ. «С другой стороны, в обществе не хватает открытой дискуссии, а для властей это остается неудобной темой», — подчеркнул он.

Кампания «Правозащитники против смертной казни в Беларуси» существует с 2009 года, однако Неделя против смертной казни проводилась впервые.


Кому это надо?

Валентин СтефановичВведение моратория на смертную казнь, вопреки утверждениям государственных чиновников, нужно рассматривать не в качестве жестких требований европейских структур, а как необходимость для собственного общества. Такое мнение высказал правозащитник Валентин Стефанович.

«Мы вводим мораторий не для Евросоюза и ПАСЕ, а вводим его для себя и своего общества. Поэтому сегодня, склонивши головы и разделяя боль родных жертв преступлений, мы не просим о прощении, но просим президента о милосердии, не исполнять смертных приговоров», — сказал он.

По словам Стефановича, в одной из презентаций социологических исследований компании Satio, где он присутствовал, участвовали представители белорусских академических кругов. Белорусские ученые заявляли, что смертная казнь «не является сдерживающим фактором преступлений».

«Почему же тогда наше общество находится в плену иллюзий, что смертная казнь — гарантия безопасности, и мы молчим. Почему мы не говорим, что смертная казнь — это жестокое, бессмысленное и безвозвратное наказание. Мы говорим про необходимость введения моратория, а в ответ слышим, что был соответствующий референдум, а еще если бы Евросоюз на нас не давил, то давно бы ввели», — сказал правозащитник.

Руководству Беларуси даже не обязательно напрямую вводить мораторий на смертную казнь, заявил Стефанович. По его словам, власти могут ратифицировать второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, протокол № 6 Европейской конвенции по правам человека или присоединиться к Совету Европы, «как большая часть наших соседей, а также, например, Армения, Азербайджан, Грузия».

Во всех этих случаях государство обязано отказаться от практики вынесения смертных приговоров. «Вариантов много, главное, чтобы власть проявила политическую волю», — подчеркнул правозащитник.

При этом он не разделяет мнения о том, что власти сохраняют смертную казнь как элемент запугивания потенциальных преступников. Любой криминалист, считает он, скажет, что «человек в момент совершения преступления не думает о смертной казни». В то же время практика применения смертной казни способствует росту агрессии в обществе.

«Однако наблюдается обратный эффект: после введения моратория на смертную казнь падает уровень преступности, поскольку общество становится другим. Очень тяжело говорить о гуманизации, когда государство позволяет себе убийство своих граждан», — подытожил Стефанович.


Беларусь — изгой

Беларусь — единственная европейская страна, приводящая в исполнение смертные приговоры, что является основным препятствием для вхождения в Совет Европы. Смертная казнь узаконена в Беларуси на референдуме в ноябре 1996 г. Согласно данным ЦИК, за отмену смертной казни высказалось 1 108 226 человек, против — 4 972 535 человек (67% от числа имевших право участвовать в референдуме).

Отменить смертную казнь Беларусь вновь призвали Евросоюз и Совет Европы. Об этом говорится в совместной декларации генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда и верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон по случаю Всемирного дня против смертной казни.

«Cовет Европы и Евросоюз сожалеют о том, что смертную казнь по-прежнему применяют в Беларуси, единственной европейской стране, сохранившей смертную казнь, — говорится в декларации. — Мы призываем власти Беларуси изучить и рассмотреть все имеющиеся возможности для введения моратория на смертную казнь в качестве первого шага к ее отмене».

ЕС и Совет Европы еще раз заявляют о своем неприятии применения смертной казни. «Это наказание бесчеловечно и жестоко, оно не является необходимым и не способно предотвращать преступления, — говорится в декларации. — Мы рады тому, что мир в целом движется к полной отмене смертной казни, но в некоторых регионах возобновились казни и имели место нарушения мораториев, действовавших на протяжении десятилетий, что ясно указывает на необходимость продолжения наших долговременных усилий, направленных на отмену смертной казни в Европе и во всем мире».

Спецдокладчик ООН по ситуации с правами человека в Беларуси Миклош Харашти призвал власти страны немедленно ввести мораторий на смертную казнь. Об этом говорится в его заявлении, распространенном 9 октября пресс-службой ООН: «Я глубоко разочарован, что белорусские суды продолжают выносить смертные приговоры гражданам».

В частности, Миклош Харашти выразил сожаление, что 17 сентября Верховный суд оставил в силе смертный приговор Павлу Селюну. Как сообщил его доверенное лицо правозащитник Андрей Полуда, 2 октября Комитет по правам человека ООН зарегистрировал жалобу приговоренного Павла Селюна.

В рамках кампании «Правозащитники против смертной казни» от имени Андрея Полуды было составлено обращение в Министерство иностранных дел Беларуси: «В соответствии с правилом 92 правил и процедур комитета, государство не должно приводить в исполнение смертный приговор до рассмотрения данного обращения по существу».

Ссылаясь на то, что МИД обязан контролировать исполнение госорганами Беларуси международных договоров, Полуда просит министерство «уведомить Верховный суд Беларуси, Генеральную прокуратуру и МВД о регистрации Комитета по правам человека ООН индивидуального обращения, поданного от имения Селюна Павла Николаевича».

Свое обращение Полуда планирует в ближайшее время направить также в МИД, МВД и Генпрокуратуру Беларуси.

В свою очередь мама приговоренного к смерти Тамара Селюн через журналистов обратилась к Александру Лукашенко: «Мой сын пока еще жив, но хотелось бы обратиться к вам, Александр Григорьевич, так как только от вас сейчас зависит жизнь моего сына. То, что случилось, то случилось и назад ничего не вернуть, но расстрел моего сына никого не воскресит».

23-летний житель Вилейки Павел Селюн был приговорен к смертной казни Гродненским областным судом за преступление, совершенное в августе 2012 года. Его обвинили в умышленном убийстве двух лиц, совершенном с особой жестокостью, надругательстве над трупом, тайном похищении имущества и хищении чужих документов. В сентябре этого года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Беларуси оставила приговор Павлу Селюну без изменения.

В 2013 году белорусскими судами были вынесены еще два смертных приговора. С 2010 года по 2012-й были приведены в исполнение пять смертных приговоров, несмотря на то, что Комитет ООН по правам человека просил не приводить их в исполнение, пока не будут рассмотрены жалобы приговоренных.

Миклош Харашти призвал белорусские власти использовать последние вынесенные судами смертные приговоры для того, чтобы на практике ввести мораторий на смертную казнь, пока мораторий не будет также закреплен юридически.

«Неприемлемо, чтобы белорусы жили в страхе, что непрозрачные и политически управляемые суды выносят смертные приговоры, когда нет гарантий на справедливый суд или возможности обжаловать приговор в международных инстанциях», — подчеркнул Харашти.


Общественным мнением манипулируют

Отмена смертной казни — необходимая веха на пути исторического прогресса и торжества прав человека. Об этом говорится в совместном заявлении правозащитников по случаю Всемирного дня против смертной казни. Его подписали заместитель председателя закрытого властями правозащитного центра «Весна» Валентин Стефанович, французский юрист Робер Бадинтер, председатель Международной федерации прав человека Карим Лахиджи и его заместитель Флоренс Беливье.

Правозащитники подчеркивают: «Разумеется, государства должны осуждать убийц и бороться с преступностью, но они не должны ни в коей мере имитировать их действия. Современное и справедливое общество не может основываться на идеологии смерти и считать правосудием примитивный закон возмездия «око за око».

В заявлении также отмечается, что смертная казнь «всегда жестока, а главное бесчеловечна», а смертный приговор «несправедлив и бесполезен».

«Ни одна система правосудия не застрахована от судебных ошибок или несправедливого суда. Не у всех осужденных на смерть есть возможность иметь нормальную защиту в суде. Наконец, наличие смертной казни в обществе никогда не способствовало сокращению числа убийств или других видов насилия», — подчеркивается в заявлении.

Меж тем обычные люди в Беларуси мыслят несколько иначе. 33% жителей Беларуси имеют некорректные знания о наличии и действии смертной казни в стране, сообщила региональный директор Московского офиса Penal Reform Int. («Международная тюремная реформа») Виктория Сергеева 8 октября в Минске на презентации социологического исследования «Преступление и наказание: восприятие, оценки, отношение общества».

Исследование проводилось Группой компаний Satio по заказу Московского офиса Penal Reform Int. в апреле-июне 2013 года. По данным исследования, 10% опрошенных считают, что смертная казнь в Беларуси уже отменена. 10,5% респондентов вообще не смогли ничего сказать по этому поводу. При этом больше всего неосведомленных о реальной ситуации оказалось в Минске, подчеркнула Сергеева.

Отношение к смертной казни в течение многих лет изучает Независимый институт социально-экономических и политических исследований. Впервые эксперты НИСЭПИ задали вопрос об отношении белорусов к смертной казни в сентябре 2008 года. Ответы показали незначительное преимущество противников ее отмены.

В марте 2012 года произошла своего рода рокировка сторонников и противников смертной казни. Этот случай эксперты объяснили реакцией на приведение в исполнение смертных приговоров Коновалову и Ковалеву — приговоренным к расстрелу за теракт в минском метро. И действительно, когда ажиотаж вокруг этой истории спал, число противников отмены смертной казни вновь выросло.



Как отмечали эксперты НИСЭПИ, «динамика отношения белорусского общества к смертной казни <…> свидетельствует о возможности манипулировать общественным мнением».




Оценить материал:
Средний балл - 3.80 (всего оценок: 10)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Исторический опыт указывает, что вы правы. Только не каждого урка в установленном порядке привлекли к ответственность. Такой вопрос не праздный, поскольку в сфере бандитизма, всякие челеда власть имущих злодейством живут за счет прочих.
  • Для "нет" ------- Звучит неприятно, но очень бы хотелось, чтобы какой-либо урка пришил бы пару ваших ближайших родственников, а потом посмотреть на вас.
  • А протоколы подписывала то Ермошина с Лозовиком. И этим тоже все сказано.
  • Да при том, что как и в те бесправные времена, только успев вынести приговор, о его уже исполнили или не исполнили, поскольку далее гражданскому обществу достоверность такого процесса не известна.
  • Мне об этом не известно. Может дадите ссылку на такую информацию, ибо считаю, что такая информация глубоко засекречена и без права контроля достоверности ее для гражданского общества.
  • Согласно соннику, если вы увидели во сне сумасшедшего, означает видеть счастье в текущем году. Для реального закрепления такого счастья, вам нужно в буквальном смысле работать кулаками и тогда еще заработаете денег.